Защита прав на семейное образование: пример из практики (2)

acting

В Межрегиональную общественную организацию «За права семьи» обратился являющийся ее членом господин У., отец двоих детей, воспользовавшийся правом, которое ст. 52 п. 4 Закона РФ «Об образовании» признает за каждым российским родителем, и избравший для своих детей семейную форму образования.

Господин У. столкнулся с нарушением своих прав на выбор семейного образования для своих детей, и с опасностью ложного обвинения в совершении административного правонарушения (уклонения от выполнения обязанностей родителя в отношении образования детей). Благодаря своевременной и грамотной помощи МОО «За права семьи», все проблемы его семьи были благополучно разрешены.

В городе, где проживает господин У. со своей семьей, действует принятое на местном уровне Положение о семейном образовании с приложением примерного договора об организации семейного образования. Как и во многих местах России, это положение не вполне соответствует нормам действующего федерального законодательства, а примерный договор не учитывает специфику семейной формы образования в достаточной мере.

Директор школы предложила господину У. подписать примерный договор. Зная о своем праве, господин У. решил настаивать на изменении договора с тем, чтобы специфика семейного образования была учтена в полной мере и положения договора полностью соответствовали его законным интересам и интересам его детей. Однако, директор школы отказалась вносить в договор какие-либо изменения. Господину У. было заявлено, что он обязан подписать договор в исходном виде. При этом до подписания договора директор школы отказывалась предоставлять отцу какую-либо информацию о порядке аттестации его детей. Директор школы отказывалась рассматривать предлагаемые господином У. изменения в текст договора. Обращения в районный отдел образования также не дали никаких результатов. С господином У. общались невежливо, обвиняли в нарушении прав его детей и угрожали в связи с этим, несмотря на то, что его действия были полностью законными.

Лишь в конце года, после многочисленных требований, директор школы предоставила господину У. информацию об аттестациях. Его детям предлагалось пройти аттестацию по учебникам, выбранным школой, несмотря на то, что родители поставили школу в известность о том, что дети занимались по другим учебникам. Необходимость «переучивать» ребенка под другие учебники означала дополнительную тяжелую учебную нагрузку, явно не отвечающую интересам детей.

В этой ситуации господин У. обратился в МОО «За права семьи». Представители правовой группы нашей организации проконсультировали его в отношении сбора необходимых для помощи в его ситуации документов, которые были нами проанализированы. Была подготовлена правовая справка для господина У., разъясняющая необходимые нормы законодательства.

Мы обратили его внимание и внимание его собеседников, в частности, на то, что принуждение его к подписанию примерного договора и отказ рассматривать предлагаемые им изменения в договор, противоречит действующему законодательству. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ граждане свободны в заключении договора, его условия определяются по соглашению сторон и лишь те условия могут быть обязательными, наличия которых требуют нормы действующего законодательства. Договор считается заключенным при достижении согласия сторон по всем существенным условиям договора, а существенными признаются условия договора, которые таковыми считает любая из сторон.

Отказ рассмотрения предложений по изменению договора, вносимых школе господином У., в этой ситуации, мог рассматриваться как уклонение от подписания договора и создание препятствий для полноценного осуществления его детьми их конституционного права на образование.

Мы также обратили внимание на то, что порядок и формы аттестации не могут определяться школой произвольно, но должны отвечать федеральным государственным образовательным стандартам, образовательной программе конкретной школы, и определяться нормами ее Устава или дополнений к нему, зарегистрированных в установленном законом порядке. Требование сдавать аттестацию не по образовательной программе, а по конкретным учебникам, не имело оснований в образовательной программе школы, нормах ее Устава и дополнениях к нему. Кроме того, это требование, в данных условиях, явно противоречило интересам ребенка и предусмотренной законом обязанности школы использовать средства и методы обучения, адекватные возрастным психофизиологическим особенностям детей, требованиям охраны их жизни и здоровья (п. 10 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Мы проконсультировали господина У., разъяснив ему, какие из его пожеланий были законны, а какие – не соответствовали действующему законодательству. С учетом этого мы составили для него образец договора, в надлежащей мере защищающий права его детей и его семьи, заявление в школу, требующее рассмотрения предложенного договора на основании норм закона, учета интересов детей при рассмотрении вопроса об их аттестации.

К сожалению, школа не сочла необходимым учесть требования действующего законодательства. Вместо этого, господину У. было сообщено, что он будет вызван на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, где будет рассмотрен вопрос о … нарушении им права детей на образование.

Вместо соблюдения прав семьи школа предпочла предъявить ей заведомо ложные обвинения и подвергнуть ее необоснованному административному преследованию. Ложность этих обвинений была вполне очевидной, поскольку родительские обязанности в отношении своих детей господин У. выполнял в должной мере, обеспечивая получение ими общего образования в семейной форме. Тот факт, что его дети не прошли промежуточную аттестацию за прошедший учебный год, был связан не с его действиями, а с неправомерными действиями школы, создававшей препятствия, затруднявшие подготовку к аттестации и ее прохождение.

Тем не менее, как практики мы знаем, что рассмотрение дел КДН и ЗП часто бывает достаточно формальным, не учитывающим обстоятельства дела и нормы действующего законодательства. Члены КДН и ЗП зачастую не имеют достаточных знаний в области «внешкольных» форм получения общего образования. Нередко КДН и ЗП «автоматически» принимают решения, неблагоприятные для семьи, неправомерно привлекая родителей к ответственности по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такие ситуации могут вести к дальнейшему преследованию семьи и постепенно привести даже к попытке лишить родителей родительских прав.

С учетом этого ситуация ложного обвинения в отношении родителей, передаваемого школой в КДН и ЗП, требует немедленной и грамотной реакции.

Мы разъяснили господину У. особенности административного процесса и права, которыми он в связи с ним пользуется, проинструктировали его, как следует грамотно вести себя на заседании КДН и ЗП в соответствии с нормами законодательства. Мы также обеспечили необходимые указания для его защитника (представителя по доверенности), который должен был присутствовать на заседании КДН и ЗП, чтобы иметь возможность реагировать на возможные нарушения закона комиссией и дать квалифицированные свидетельские показания в случае необходимости обжалования ее решения.

Мы также подготовили вместе с господином У. текст письменного заявления в КДН и ЗП, излагающего нормы действующего законодательства и обстоятельства дела и указывающего, что действия господина У. были законными, свои обязанности он в полной мере исполнил, а проблемы в обучении детей связаны не с его действиями, а с действиями школы. Ему было также разъяснено, что он имеет право вести аудиозапись заседания, что это следует делать для обеспечения защиты его прав и интересов, и как именно это необходимо осуществлять правильно. Господину У. было также разъяснено, каким образом он может представить в комиссию сведения о свидетелях, готовых подтвердить его показания, и какие дополнительные документы необходимо собрать для представления в комиссию в качестве доказательств своей позиции. Он был также снабжен текстами ходатайств о предоставлении ему возможности ознакомления с материалами дела и других необходимых типовых в административном процессе документов.

Господин У. внимательно изучил предоставленную ему информацию и тщательно подготовился к слушаниям. С ним на заседание явился представитель, имеющий правильно оформленную доверенность на выполнение функций защитника господина У. в административном процессе. В начале заседания господин У., следуя нашим рекомендациям, представил комиссии свое письменное заявление, ознакомив ее с подготовленными дополнительными документами, доказывающими его правоту. После двадцатиминутного совещания КДН и ЗП прекратила рассмотрение дела, воздержавшись от составления протокола об административном правонарушении и от выдвижения необоснованных обвинений в отношении господина У.

В течение краткого срока школа подписала договор с господином У. в варианте, подготовленном нашими специалистами, проявила готовность осуществить аттестацию его детей за прошедший год в форме, отвечающей их интересам. Со школой установилось нормальное взаимодействие, из чего можно сделать вывод, что администрация школы учла допущенные ошибки и старается далее поступать законным образом.

Своевременное обращение господина У. в нашу организацию, полученная им помощь по сопровождению его ситуации, его внимание к рекомендациям наших специалистов и тщательное следование этим рекомендациям, таким образом, позволили его семье урегулировать проблемы со школой, связанные с выбором семейного образования для своих детей, и избежать неприятных последствий выдвижения ложного административного обвинения.

Мы были рады возможности оказать действенную помощь семье нашего члена, и нам было очень приятно получить его благодарственное письмо на имя руководителя МОО «За права семьи» Павла Парфентьева:

«Уважаемый Павел Александрович!

Я хочу от лица всех членов моей семьи выразить огромную благодарность Вам и Межрегиональной общественной организации  «За права семьи». Год назад я с супругой и двумя сыновьями принял решение о переходе детей на семейную форму обучения. Но я столкнулся со множеством проблем. Работники школы и ГОРОНО не хотели признавать наши права на это. Директор школы не была готова обсуждать и заключать с нами договор, который бы соблюдал права детей. Работники нашей школы никогда не сталкивались с этой формой обучения, и это послужило причиной сложившейся ситуации. Начался конфликт, который лишь затягивался. В итоге дети за прошлый год не сдали промежуточной аттестации и не были переведены в следующий класс. Вы помогли нам добиться признания наших прав, как родителей, и прав наших двоих детей. Сам я не мог решить это дело в силу того, что я не имею юридического образования и не знал, как правильно нужно поступать. Вы помогли мне советом, поддержкой и оказали правовую помощь, и это в кратчайшие сроки разрешило тяжёлую ситуацию, которая не давала спокойной жизни нашей семье. Сейчас я заключил договор со школой, который отражает наши отношения, учитывает права детей и поможет правильно взаимодействовать с ней. Назначены сроки аттестации, и дети готовятся её пройти. Я хочу, чтобы все узнали о Вашей организации, которая может помочь таким семьям, как наша, оказавшимся в беде. Пусть все знают, что любые проблемы можно решить, если знать как. Я считаю Вашу помощь неоценимой, и хочу пожелать Вам, чтобы Господь был всегда с Вами, и все Ваши дела были успешными.

С уважением Г. У., 2011 год».

Дети нашего члена благополучно прошли аттестацию и продолжают учиться в форме семейного образования. В дальнейшем возникло лишь единичное мелкое недоразумение, которое мы помогли семье разрешить, дав ей своевременную консультацию.

Просьба о поддержке, обращенная к нашим друзьям:

Межрегиональная организация «За права семьи» уже более года оказывает поддержку семьям, права которых нарушаются. Среди тех, кому мы смогли помочь, немало родителей, столкнувшихся с проблемами в связи с выбором для своих детей семейного образования. Есть и другие семьи, встретившие проблемы в области образования, здравоохранения и иных областях. Мы также ведем серьезную работу по защите прав семьи в области федерального законодательства.

Если Вы понимаете важность нашей работы, пожалуйста, поддержите ее. Наша организация не имеет никакого постоянного финансирования. В связи с нашей работой мы несем расходы, которые покрываем за счет исключительно пожертвования наших членов и наших друзей. Мы будем благодарны Вам даже за небольшое пожертвование, которые будет направлено на покрытие этих расходов. Как сделать пожертвование, можно узнать, посетив страницу: http://blog.profamilia.ru/help-us

Спасибо Вам за Вашу поддержку!


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: ,