«Об образовании в РФ»: обсуждение завершено. Общественность — за поправки в пользу семьи.

acting

Вчера завершилось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании», проходившее в течение двух месяцев на сайте http://zakonoproekt2011.ru/. Текст законопроекта собрал более 10.000 замечаний от представителей общественности.

По степени общественной поддержки, безусловно, лидируют поправки к законопроекту, предложенные Межрегиональной общественной организацией «За права семьи» в защиту права на семейное образование, право семьи контролировать религиозное и сексуальное просвещение детей, прав детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. На общем фоне общественного участия в обсуждении законопроекта, поддержка предложенных нами поправок очень значительна. Занимая место во главе списка поправок по рейтингу, каждая из них получила в среднем в три раза больше «плюсов», чем остальные поправки из числа наиболее популярных.

Мы хотим поблагодарить всех, кто выразил свою поддержку предложенным нами поправкам к законопроекту.

Напоминаем, что и во время первого общественного обсуждения законопроекта, проводившегося в менее широком кругу участников при партнерской поддержке Министерства образования, замечания, касающиеся прав семьи и права на семейное образование и на семейное дошкольное воспитание, получили наибольшую поддержку участников обсуждения.

Остается надеяться, что голос общественности будет действительно услышан и учтен. Теперь, когда эти замечания получили столь очевидную общественную поддержку, не учесть их – означало бы во всеуслышание заявить, что общественное обсуждение законопроектов, проводимое по поручению Президента РФ – простая формальность, а выражаемый в его ходе голос общественности не имеет никакого реального значения. Мы верим и надеемся, что этого не случится.

В пресс-релизе, опубликованном на сайте Министерства образования и науки РФ по итогам обсуждения, поправки, предложенные нами в интересах российских семей, уже нашли свое отражение. Правда,  при этом авторы пресс-релиза скромно разместили упоминание о них в конце своего текста – но все же упомянув о наибольшем внимании общественности к ним:

Наибольшую поддержку среди пользователей получили предложения подчеркнуть приоритетную роль семьи в воспитании и образовании ребёнка (более 1400 пользователей поддержали данное предложение), предоставить родителям право «выбирать форму обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечивать образование и обучение, детей, соответствующее своим религиозным и философским убеждениям» (также более 1400 «плюсов»).

К сожалению, в пресс-релизе Министерства не упомянуто, что столь же значительную поддержку получило и наше предложение об обязательности только итоговых аттестаций (и добровольности промежуточных) для детей, получающих образование в семейной форме.

К слову, теме семейного образования недавно было уделено внимание и в выступлении члена партии «Единая Россия», заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию, Ирины Константиновны Родниной, которая заметила:

Мне бы хотелось сделать акцент на двух аспектах образования — это семейное образование и дополнительное образование. Это те две сферы, которые менее всего регламентируются новым законом.

В новом законе появилось понятие »семейное воспитание«, но при этом оно не определенно, не прописаны механизмы контроля за этим процессом. Раньше семейное воспитание было в первую очередь дошкольным, но сейчас в развитых странах появилось понятие семейного образования детей школьного возраста. В нашем новом законе оно никак не регламентируется. Над этим нужно поработать.

Это выступление несколько удивило нас, поскольку семейное образование детей школьного возраста – вовсе не нововведение законопроекта «Об образовании в РФ». Семейное образование успешно существует в нашей стране с 1992 года. О нем было забыли в новом законопроекте, но, благодаря усилиям общественности, эта форма получения образования вернулась в него. Кстати, в ходе прошлогоднего первого этапа обсуждения законопроекта, говорили о необходимости сохранить семейное образование и представители «Единой России». При этом семейное образование устойчиво дает хорошие результаты во всех сферах: и в академической, и в социальной.

МОО «За права семьи» направила обращение к Ирине Константиновне Родниной, посвященное проблемам законодательного регулирования семейного образования. В обращении мы указываем на то, что обширная зарубежная практика, проводившиеся в других странах серьезные исследования показывают: результаты семейного образования не зависят от степени государственного контроля и усиление такого контроля не ведет к их улучшению. С учетом этого, отмечаем мы, проблема законопроекта не в недостаточности регламентации семейного образования, а напротив – в некоторой избыточности его регулирования:

Так, если в действующем законе дети на семейном образовании были обязаны сдавать лишь итоговые аттестации, а промежуточные были не обязанностью, а правом таких учащихся (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»), то новый законопроект устанавливает обязательность промежуточной аттестации.

С нашей точки зрения это создает серьезные проблемы. Дело в том, что семейное образование – особая форма получения образования. Подходы, методики в этой форме весьма гибки и индивидуальны, существует огромное их многообразие. Каждая семья выбирает те подходы и методы, которые оптимальны именно для их ребенка. К сожалению, школьные педагоги, как правило, незнакомы со спецификой семейного образования. Привыкнув к жесткой регламентации школьного учебного плана, они нередко оказываются далеки от понимания индивидуальной образовательной траектории конкретного ребенка. В результате промежуточные аттестации в школе, которые должны быть, по своему смыслу, всего лишь контрольными вехами, превращаются в настоящую проблему для многих семей. Увы, в ситуации обязательной промежуточной аттестации ученик вынужден, вместо реализации индивидуальной образовательной траектории, тратить основное время на подготовку к аттестациям по графику, как правило, навязываемому семье конкретной школой, не учитывающей специфику семейного образования. Как показывает опыт, это не приносит позитивных результатов, не увеличивает ответственность ученика, а наоборот – убивает в нем желание учиться и радость познания.

Школа чаще всего ожидает, что учащиеся на семейном образовании будут аттестовываться в те же сроки и по тем же предметам, что и другие учащиеся, – хотя индивидуальная образовательная траектория при семейном образовании может предполагать иное распределение материалов и предметов соответствующей программы общего образования по годам. Нередко школа настаивает на аттестации по конкретным учебникам, используемым школой – хотя при семейном образовании обязательным является реализация содержания федерального государственного стандарта, а конкретные учебные материалы могут выбираться семьей и педагогами в очень широких пределах.

Как показывает опыт других стран, избыточная регламентация и добавочный контроль в отношении семейного образования наносит серьезный ущерб этой особой форме получения образование с ее педагогической спецификой. Главные характерные черты семейного образования – индивидуальность, личностность, творческий подход, свобода в обучении – плохо сочетаются с постоянным внешним контролем со стороны образовательных структур.

С нашей точки зрения, эта проблема должна быть решена за счет сохранения обязательности только государственных (итоговых) аттестаций. Промежуточные аттестации должны быть правом, а не обязанностью учащихся, как это предусмотрено действующим законом.

При этом большинство семей, выбирающих семейное образование, с радостью пользуются таким правом при условии, что школа понимает специфику семейного образования, действительно учитывает особенности этой формы получения образования. С нашей точки зрения, надо более тщательно учесть специфику семейного образования в этом отношении не в самом законопроекте, а в подзаконных актах, посвященных экстернату как форме аттестации детей, обучающихся вне образовательных учреждений. Разрабатывая эти подзаконные акты, необходимо учесть те проблемы, с которыми столкнулись за многие последние годы практики семейного образования. Наша общественная организация, в которую входят опытные практики семейного образования, консультанты в этой области, охотно примет участие в работе над этими подзаконными актами, если соответствующие инстанции проявят заинтересованность в таком содействии.

Не следует опасаться, что дети, получающие образование в семье, не достигнут необходимых результатов без принудительного контроля со стороны. Зарубежный опыт (представленный в приложении), доказательно показывает, что это не так. Родители, выбравшие семейное образование для своих детей, не менее, чем другие, заинтересованы в качестве их обучения, в том, чтобы они сдали государственные аттестации, получили возможность продолжать образование в ВУЗах.

Опыт семейного образования рождается не в стенах учебных учреждений, министерств и ведомств – а в семейной среде. Поэтому именно родительские сообщества должны передавать этот опыт, помогать семьям, для которых семейное образование является новым опытом. Этот процесс уже начался в России и успешно осуществляется. Мы считаем, что именно помогая таким родительским инициативам, поддерживая их, а не дополнительно регламентируя семейное образование «сверху» можно создать условия для плодотворности и эффективности этой перспективной формы получения образования.

Мы надеемся, что законодатели учтут обобщенный нами серьезный и долговременный опыт практики семейного образования, как в России, так и за рубежом, а также другие важные потребности российских семей и детей.


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: , ,