Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, сделал заявление о «Пермском деле» на своем сайте:
«Считаю саму идею проекта правильной и необходимой.
Недопустимо превращать очень важную государственную задачу — помощь социально незащищенным семьям и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию в очередную компанейщину и «охоту на ведьм».
Государственная задача по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и работа по профилактике семейных и детских рисков должна проводиться только на высокопрофессиональной и качественной основе!»
Комментарий Председателя МОО «За права семьи» П. Парфентьева:
Создается странное впечатление, что основную проблему Уполномоченный по правам ребенка видит не в самом механизме выявления «семей, находящихся в социально опасном положении», а исключительно в том, что эта информация прозвучала публично: «О.Васильевой было рекомендовано объяснить свою позицию публично и принять меры к руководителю кадровой службы организации, допустившей размещение данной информации».
Выходит, что сама информация о таких вакансиях — не проблема, а вот ее размещение — непрофессионально. Правда, дальше Уполномоченный говорит о недопустимости массового платного выявления проблемных семей в нарушение законодательства, но этим высказываниям, на мой взгляд, недостает четкости. Между тем, именно то, что в ходе этого так называемого «благого дела», в процессе его осуществления, очевидным образом допускается нарушение статьи 24 п. 1 Конституции, нарушается право на частную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ), иные нормы законодательства — это главная проблема.
По словам Уполномоченного прокуратурой в Перми проводилась проверка по факту самого размещения государственного заказа. С точки зрения российских законов, в самом таком размещении, действительно, особой проблемы нет. Проблема — в соблюдении законных норм, гарантирующих защиту персональных данных, информации о людях. Никто не вправе собирать персональную информацию о людях без их согласия, о детях — без согласия их родителей. Причем это согласие, по закону, должно даваться человеком в письменной форме. Круг исключений из этой нормы очень узок, и социальная работа в него не входит.
Я уже обратился в компетентные инстанции в г. Перми с просьбой проверить соблюдение законных норм в этой работе. Честно говоря, есть все основания предполагать, что они не соблюдаются должным образом. Соблюдение норм закона, увы, редко бывает свойственно «компанейщине и «охоте на ведьм».
Теги: Астахов, пермское дело, председатель