Поддержите права семьи в новом обсуждении законопроекта «Об образовании в РФ»!

acting

В конце июля на сайте Министерства образования и науки РФ была опубликована новая, доработанная версия законопроекта «Об образовании в РФ» (от 15.07.2011 г.). С начала августа стартовал проект Министерства по новому этапу общественного обсуждения законопроекта – «Общественные консультации по Закону об образовании в РФ» (http://edu.crowdexpert.ru/).

На сайте «общественных консультаций» опубликованы предложения и замечания Межрегиональной общественной организации «За права семьи» к новой версии законопроекта. Как всегда, мы стараемся думать о потребностях российских семей, защитить права родителей (а значит и их детей!) в сфере образования. Чтобы эти предложения учли, необходима, широкая поддержка общественности, то есть Ваша поддержка!

Ниже мы предлагаем краткие сведения об этапах работы над законопроектом, проблемах, которые все еще не решены в нем, и конкретную информацию о том, как наши единомышленники могут поддержать права семьи на этом этапе работы над законопроектом. Помните, что сделать это надо быстрее, потому что уже в сентябре законопроект собираются вносить в Государственную Думу.

Этапы работы над законопроектом

Уже более года мы все с пристальным вниманием наблюдаем за тем, как развивается работа над законопроектом «Об образовании в РФ», который призван заменить действующий закон РФ «Об образовании».

С самого начала своей работы Межрегиональная общественная организация «За права семьи» принимала деятельное участие в общественном обсуждении этого законопроекта, неизменно стараясь отстоять права семьи в образовании.

На каждую новую версию законопроекта мы отвечали своими предложениями и замечаниями, направленными на обеспечение интересов российских семей. И, стоит заметить, предложения эти всегда получали серьезную поддержку родительской общественности.

На первом этапе общественного обсуждения, на том же сайте  http://edu.crowdexpert.ru/ обсуждалась глава законопроекта, посвященная школьному образованию. Наши предложения получили большую поддержку участников (сейчас результаты той работы можно видеть по ссылке: http://oldedu.crowdexpert.ru/).

Благодаря этой поддержке, а также многочисленным обращениям граждан в Министерство образования в поддержку наших предложений, в законопроект были внесены важные изменения. Достаточно сказать, что в его следующую версию вернулось право на семейное образование и получило признание право родителей соглашаться на психологические, педагогические и иные обследования своих детей или отказываться от них.

Возвращение права на семейное образование в законопроект в результате общественной реакции позволяет сегодня представителям Министерства образования говорить, что запрет семейного образования новым законопроектом – это «миф». Однако этот «миф» был бы реальностью, если бы вы, наши единомышленники, не оказали нам единодушную и активную поддержку.

Во время последовавшего за этим официального «президентского» обсуждения законопроекта, происходившего в декабре-январе на сайте http://zakonoproekt2011.ru/, наши предложения также получили наибольшую общественную поддержку, с большим отрывом опережая другие замечания.

Новая версия законопроекта

Новая версия законопроекта (от 15.07.2011 г.)была опубликована на сайте Министерства образования и науки РФ. Предполагается, что после очередного этапа общественных консультаций, закон будет окончательно доработан и внесен в Государственную Думу.

При этом Министерство дало понять, что было бы желательно посвятить обсуждение законопроекта на августовских педсоветам тому перечню вопросов, которые оно само выбрало и сочло наиболее «острыми». К сожалению, это, по большей части, не те вопросы, которые сегодня действительно волнуют родителей и семьи.

Нужно отметить, что хотя некоторые наши предложения, получившие поддержку общественности и экспертов, и были учтены в новой версии законопроекта, в нем все еще остается ряд серьезных недоработок и проблем.

Из положительного:

Предусмотрено более широкое участие родительских комитетов в вопросах управления школой. Однако, по-прежнему не предусмотрен эффективный механизм этого участия, и, по большей части, каждая школа, как и раньше, будет сама определять полномочия родительских комитетов по своему усмотрению.

Предусмотрено право родителей получать информацию обо всех обследованиях (педагогических, психологических и иных) своих детей и отказываться от них. Однако, не предусмотрено соответствующей обязанности образовательных организаций информировать о них родителей и получать их согласие.

Убрано из законопроекта указание на обязательность промежуточной аттестации при семейном образовании. Однако, отсутствие этого указания в действующем законопроекте не мешает регионам и муниципалитетам устанавливать ее обязательность на своем уровне. Чтобы это исключить, необходимо прямое указание на необязательность промежуточных аттестаций.

Отметим, что наша организация неоднократно приводила факты и научные данные, указывающие на то, что промежуточные аттестации при семейном образовании не должны быть обязательными, поскольку это не отвечает специфике семейного образования. Прохождение промежуточных аттестаций не влияет на результаты семейного образования[1]. Обязательными при семейном образовании должны, по нашему мнению, быть лишь аттестации в конце каждой ступени общего образования.

Из отрицательного:

При разработке многих положений закона явно не учитывалась специфика семейного образования, и они способны создать много путаницы в жизни тех, кто выбирает эту форму обучения. Например, допуск к государственной (итоговой) аттестации законопроект ставит в зависимость от освоения образовательной программы конкретной школы (при этом семейное образование, согласно законопроекту, получается вне школы).

Важно и то, что законопроект, как и ранее, не предусматривает финансовой поддержки родителей, выбравших семейное образование для своих детей, хотя до 2004 года такая поддержка была предусмотрена федеральным законом. После передачи этого вопроса на усмотрение регионов, большинство семей лишились этой поддержки.

Говоря о медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и семьям, законопроект нигде не указывает, что такая помощь должна оказываться лишь по просьбе или со свободного согласия родителей. На практике этот пробел приведет (и уже приводит) к оказанию неправомерного давления на семьи, которые заставляют принимать непрошенную «помощь специалистов».

Вопреки широкой общественной поддержке, не включены в законопроект нормы, защищающие права семьи и родителей в сфере религиозного обучения детей (на наш взгляд, учебные программы, с одной стороны, должны уважать религиозные убеждения семьи) и в сфере полового воспитания детей (мы убеждены, что участие детей в программах обучения вопросам репродуктивного здоровья и полового воспитания должно осуществляться только с согласия родителей, а сами эти программы должны быть направлены на укрепление семьи, семейных ценностей и общественной нравственности).

Во многих случаях, говоря о защите прав обучающихся в учебном процессе, законопроект попросту забывает о необходимости обеспечить и защиту прав родителей учащихся-детей.

Не дает законопроект и гарантий сохранения бесплатности образования в полном объеме, а также гарантий качественных условий для образования детей. Между тем, такие гарантии актуальны в свете последних событий. Всем памятны общественные дискуссии в связи с проектами новых ФГОС, и нормы новых СанПиНов, позволяющее «уплотнение» групп в детских садах (кстати, как и ожидалось, указание на границы предельной наполняемости детсадовских групп исчезло из проекта нового «Типового положения о дошкольных образовательных учреждениях»). Чтобы важными параметрами образования нельзя было «жонглировать» на подзаконном уровне, они должны быть зафиксированы законодательно.

МОО «За права семьи» подготовило заключение общественной экспертизы по июльской редакции законопроекта «Об образовании в РФ» и подробные поправки, замечания и предложения к этой редакции законопроекта. С полными текстами этих документов вы можете ознакомиться, скачав их:

Заключение общественной экспертизы законопроекта «Об образовании в РФ» (в редакции от 15.07.2011 г.)

Таблица поправок, замечаний и предложений к проекту Федерального закона «Об образовании в РФ» (в редакции от 15.07.2011 г.)

Пожалуйста, поддержите наши предложения!
Помогите защитить права семьи в сфере образования!

Просим всех, кто хочет защитить права семьи и улучшить законопроект «Об образовании в РФ», поддержать наши предложения на сайте общественных консультаций Министерства Образования

Все наши наши предложения и поправки опубликованы на сайте «Общественные консультации по Закону об образовании в РФ» (http://edu.crowdexpert.ru/). Пожалуйста, потратьте полчаса своего времени и поддержите нас там!

Шаг 1: Зарегистрируйтесь на сайте http://edu.crowdexpert.ru/

Для этого пройдите по ссылке «регистрация» в правом верхнем углу главной страницы сайта или по ссылке http://edu.crowdexpert.ru/user/register

Тщательно заполните форму, корректно указав все необходимые сведения. Пожалуйста, указываете все необходимые данные, иначе Ваш голос не засчитают!

Обратите внимание на то, что имя пользователя должно соответствовать Вашим настоящим имени и фамилии!

На адрес Вашей электронной почты, указанный при регистрации, придет письмо с указанием ссылки для одноразового входа. Пройдите по ней и введите выбранный Вами пароль. Используя Ваше имя пользователя и пароля, Вы сможете входить на сайт.  Если письмо не пришло, проверьте папку «спам» в Вашей почтовой программе или на Вашем почтовом сервере.

Голосовать Вы сможете не сразу, а только получив статус «писатель». Обычно это происходит в течение часа-двух после регистрации (в рабочее время) и об этом приходит уведомление на адрес электронной почты, указанный при регистрации. Администрация сообщила, что это необходимо для борьбы с «ботами». Поскольку мы — не боты, мы можем подождать. Поэтому, пожалуйста, зайдите на сайт через час-два после регистрации чтобы проголосовать.

Шаг 2: Пройдите по приведенным Выше ссылкам и проголосуйте за наши предложения и поправки, которые Вы поддерживаете.

Пройдите, пожалуйста, по каждой ссылке (чтобы она открылась в отдельной вкладке, а не на этой странице, «кликайте» по ссылкам, наживая клавишу Ctrl). После этого нажмите зеленую надпись «согласен» под текстом поправки (иногда отображается в виде картинки «палец вверх»).

Некоторые поправки могут показаться Вам «техническими» и неважными, но все они имеют значение. Мы потратили много сил и внимания на разработку этих предложений и поправок с учетом различных аспектов права. При этом, разумеется, мы не ожидаем от Вас «слепого» одобрения и просим голосовать за наши предложения, лишь если Вы с ними действительно согласны.

Ниже приведены списки наших поправок и предложений с изложением их краткого содержания и ссылками на них:

Поправки:

  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1340 (Изменение определение понятия «образовательный процесс» с учетом семейного образования и самообразования)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1342 (Изменение определение понятия «обучающийся» с учетом семейного образования и самообразования)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1343 (Необходимость включить в устав (а не другие локальные акты) ряд важных для семьи норм)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1344 (Обязанность образовательных организаций соблюдать права не только детей, но и родителей)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1345 (Ответственность образовательных организаций за нарушение прав не только детей, но и родителей)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1346 (Необходимость согласовывать локальные акты, затрагивающие права обучающихся и родителей, с родительскими комитетами)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1348 (Оговаривается гарантия сохранения законных прав не только детей, но и родителей)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1349 (Уточнение определения понятия «экстерн»)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1350 (Обязательность только итоговых аттестаций для детей на семейном образовании)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1351 (Дополнительные права и обязанности обучающихся должны устанавливаться только федеральными законами и уставом (а не другими легко изменяемыми локальными актами образовательной организации)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1352 (Необходимость учитывать мнение родительского комитета при наложении дисциплинарных взысканий на обучающихся)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1353 (Дополнительные права и обязанности родителей должны устанавливаться только федеральными законами и уставом (а не другими легко изменяемыми локальными актами образовательной организации)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1354 (Родители должны нести ответственность за неисполнение своих обязанностей только в установленном законом (а не уставом и локальными актами школы) порядке)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1355 (Учет мнения общественных организаций родителей при определении порядка создания и работы конфликтной комиссии)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1356 (Руководители государственных и муниципальных школ должны назначаться и смещаться только с согласия педсовета и родительского комитета школы)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1357 (Учет специфики семейного образования и самообразования в регулировании итоговых аттестаций)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1359 (Учет специфики семейного образования и самообразования в регулировании вопросов допуска к государственной (итоговой) аттестации. Дети, получающие семейное образование должны допускаться к государственной аттестации не по решению школы, а по заявлению родителей)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1360 (Установление обязательности аттестаций при семейном образовании только в конце каждой ступени общего образования)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1361 (Деньги, которые обучающихся и их родителей заставили платить за то, что должно быть бесплатным, необходимо возвращать уплатившим их гражданам, а не в бюджет)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1362 (В международном сотрудничестве в области образования должны иметь возможность участвовать, в том числе, и общественные объединения)

Предложения:

  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/319 (Возвращение в федеральный закон выплат родителям, осуществляющим семейное образование)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/320 (Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь детям и семье должна оказываться только по просьбе или с согласия родителей)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/321 (Государство обязано уважать право родителей обеспечивать образование в соответствии со своими религиозными взглядами и философскими убеждениями (не учить православных детей тому, что противоречит их вере, а детей из атеистических семей – не обучать принудительно религии)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/322 (Защита семьи и нравственности в программах  обучения вопросам репродуктивного здоровья и семейной жизни, полового воспитания)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/323 (Защита родителей от дополнительных поборов со стороны государственных или муниципальных образовательных организаций)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/324 (Ликвидация и реорганизация школ должна проводиться лишь с согласия собрания педагогического коллектива школы, общего собрания родителей)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/338 (Предложение законодательно зафиксировать предельную наполняемость групп в детских садах и классов в школах (чтобы избежать их «резинового» растягивания на подзаконном уровне)

Шаг 3: Внимание! Наряду с нашими предложениями и другими предложениями, среди которых могут быть и неплохие, на сайте опубликованы различными авторами в том числе и предложения, которые мы считаем опасными для семьи.

Ниже приведен их список (мы будем его пополнять). Призываем Вас пройти по каждой ссылке из этого списка и проголосовать «против» нее. Для этого надо нажать на красную надпись «возражаю» (или на кнопку с изображением «пальца вниз»).

Ссылки на предложения, опасные для семьи с нашей точки зрения (с кратким изложением сути опасности) приведен ниже.

«Черный» список (голосуйте «против»):

  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/309 (Предложение обязательности детского сада для детей из «неблагополучных семей»)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/316 (Предложение сделать матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста дома, «воспитательницами» (под контролем органов управления образованием), институционализация домашнего воспитания)
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/308 (Предложение подчинить всех индивидуальных педагогов детальному контролю Министерства образования)
  • Добавлено 11-12.08.2011:
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/375, а также http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/392, http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/407 и http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/495 (пожалуйста, проголосуйте против каждого из этих предложений). Предлагают «усилить ответственность со стороны родителей за воспитание и образование детей». МОО «За права семьи» против такого подхода, поскольку в нашем праве более, чем достаточно механизмов привлечения родителей к ответственности (нередко, это происходит по ложным обвинениям).
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/382, а также http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1299 и  http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1391 — (пожалуйста, проголосуйте против каждого из этих предложений).  Указание на необходимость сделать дошкольное образование обязательным. МОО «За права семьи» выступает против ограничения свободы семьи в этом вопросе. По нашему мнению, государство обязано предоставлять желающим семьям возможность дошкольного образования, но не принуждать к нему. Исследования показывают, что дошкольное образование имеет как свои преимущества, так и серьезные недостатки (пребывание в детском саду связано с поведенческими проблемами, как кратковременными, так и долговременными, нахождение в семье более благоприятно для социального развития дошкольника).
  • http://edu.crowdexpert.ru/site3/book/node/1545 — Расширение ответственности родителей за получение образования старшими школьниками. По нашему мнению, сегодня, когда рычаги воспитательного воздействия родителей на ребенка в большой мере законодательно ограничены, такая мера несправедлива и опасна.
  • Добавлено 10.09.2011
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/595Крайне опасное (по нашей оценке) предложение дать школе право, вне зависимости от воли родителей, направлять детей на психиатрическое освидетельствование. Фактически, это предложение создает возможность для применения в школах «карательной психиатрии», уже широко используемой в детских домах. Мы считаем это категорически недопустимым.
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/560Опасное (по нашей оценке) требование сделать психологическое сопровождение для ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязательным (мнение семьи не учтено). Требование распространено даже на детей, получающих образование дистанционно. На наш взгляд, это поведет к серьезному нарушению преимущественно права семьи на принятие решений об охране здоровья и развитии своих детей.
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/618 — Странное предложение дать учителям право отнимать у детей мобильные телефоны «с последующим возвращением вызванным в школу родителям». Предложение мы считаем избыточным – запрет пользоваться телефонами на уроке может быть реализован иначе. При этом мобильный телефон у ребенка сегодня во многом обеспечивает его безопасность (используется для связи с родителями).
  • http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/617 и http://edu.crowdexpert.ru/site1/book/node/586 — Предложения дать школе право штрафовать родителей за серьезные дисциплинарные проступки учеников во время нахождения в школе (второе – даже в виде привлечения к административной ответственности!). Мы категорически возражаем против этого предложения. Это предложение идет по пути снятия с педагогов ответственности за воспитательную работу. При этом ответственность родителей за действия детей могла бы быть справедливой, если бы у них сохранялись необходимые права для их воспитания. В сегодняшней ситуации, когда эти права родителей все больше ограничивают, подобное предложение будет несправедливым. Следует учитывать, что родители и так несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный действиями детей имуществу и гражданам.

Внимание! Некоторые предложения могут переноситься модераторами в архив. Тогда над ними будет серая надпись «архивная» и за них нельзя будет голосовать. Это означает, что они были неправильно оформлены или нарушали какие-то иные правила. Желающие могут выразить свое отношение к ним в комментариях (но необходимо следить, чтобы не получалось много одинаковых по содержанию комментариев!).

Шаг 4: Предложения, опасные для института семьи с нашей точки зрения, высказываются не только как предложения или поправки к законопроекту, но и в дискуссиях о «новеллах» законопроекта.

Скажем, на странице http://edu.crowdexpert.ru/site2/node/274 пользователь «olganevolina» предлагает в комментариях: «Кроме психолога в каждую школу нужно будет по юристу, знающему ювенальное право».

Если у Вас найдется время, стоит принять участие в дискуссии и выразить свое отношение к подобным предложениям (не забывайте голосовать «за» просемейные комментарии и «против» опасных для семьи), это будет ценным вкладом в обсуждение.

Можно участвовать и в обсуждении других вопросов.

Старайтесь, пожалуйста, комментировать по существу, будьте вежливы и культурны (помните – мы представляем интересы семьи!) и соблюдайте правила обсуждения (http://edu.crowdexpert.ru/node/65).

Шаг 5: Напишите представителю Министерства образования.

Напишите представителю Министерства образования, курирующему обсуждение, по электронной почте, с просьбой более полно учесть наши предложения. К сожалению, несмотря на значительную поддержку, многие наши предложения игнорируются уже более года (среди них — предложение о возвращении финансовой поддержки семейного образования на федеральном уровне). Мы неоднократно предлагали Министерству образования и науки РФ возможность работать над законопроектом в более тесном контакте с нами и с другими представителями родительской общественности. Однако, эти предложения оставались без внятного ответа.

Общественное обсуждение со стороны Министерства курирует заместитель Министра образования и науки РФ, статс-секретарь Игорь Михайлович Реморенко. Просим тех, кто нас поддерживает, написать ему по электронной почте вежливое письмо (помните – вы представляете родителей России, поэтому неуважение или грубость недопустимы), с просьбой более внимательно отнестись к нашим предложениям и учесть их в полном объеме.

Такое письмо можно написать самостоятельно или взять за основу образец, приведенный ниже. В своем письме обязательно упомяните поправки и предложения Межрегиональной общественной организации «За права семьи» (на сайте опубликованы автором pparfentiev), поддержите их и выразите убеждение, что их необходимо учесть при доработке законопроекта в полном объеме.

Направить письмо можно по следующим адресам электронной почты (можно послать копию в каждый адрес, чтобы оно точно дошло): dneprovskaya@mon.gov.ru, remorenko@mon.gov.ru, d13@mon.gov.ru

Скачать примерный образец письма Зам. Министра образования РФ И. М. Реморенко

Шаг 6: Пожалуйста, распространите эту информацию как можно шире

В ближайшее время мы опубликуем дополнительную информацию о защите прав семьи в законопроекте «Об образовании в РФ» и образцы писем, направив которые представителям власти Вы также сможете поддержать наши предложения.

Мы также готовим к публикации информацию о ряде других законопроектов, затрагивающих права семьи, которые будут рассматриваться в Государственной Думе РФ.

Помните! Ваша поддержка очень важна! Благодаря вашим голосам и письмам к предложениям в защиту семьи прислушиваются внимательнее!

Не пожалейте времени на то, чтобы помочь себе, своей семье и другим семьям!

Спасибо Вам! Вместе мы сможем защитить российские семьи и их права!


[1] Подробнее об этом см. по ссылкам в нашем заключении по законопроекту, а также обзор научных данных в книге: П. Парфентьев, Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату, М. 2011.


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: ,