Организация из США выступила в защиту права россиян на семейное образование

kniga

Как мы уже сообщали, проект нового закона «Об образовании в РФ», опубликованный для общественного обсуждения Министерством образования и науки, если он будет принят в своем нынешнем виде, может лишить российские семьи права выбрать для своих детей семейное образование.

Американская организация Home School Legal Defense Association, занимающаяся защитой прав сторонников домашнего образования в США и других странах мира, 30 августа 2010 года направила в российское Министерство образования и науки обращение в защиту права россиян на семейное образование. Американская организация просит Министерство сохранить это право в нашем образовательном законодательстве.

С любезного согласия HSLDA мы публикуем текст этого обращения в русском переводе:

Обращение организации Home School Legal Defense Association
в поддержку права на семейное образование в России

Министру Андрею Александровичу Фурсенко

Министерство образования и науки РФ,
125993 Москва, ГСП-3, ул. Тверская, 11

Тема: Просьба пересмотреть намерение исключить «семейное образование» из законодательства в ходе предполагаемой реформы закона.

Уважаемый министр Фурсенко,

HSLDA (Home School Legal Defense Association) – «Ассоциация по правовой защите семейного образования» – организация, созданная для защиты права родителей обучать своих детей дома. На сегодняшний день в нашей организации состоит более 84 000 семей из США и из 36 других стран мира.

Нам стало известно, что новый законопроект, предложенный взамен действующего закона № 3266-1 «Об образовании», исключит «семейное образование» или образование дома из числа законных возможностей семей. Мы серьезно обеспокоены отсутствием в законопроекте формулировки, которая бы указывала на право родителей руководить образованием своих детей, особенно в свете того, что в действующем законодательстве такая формулировка имелась. В предлагаемом законопроекте отсутствует упоминание о «семейном образовании», как об отдельной, законной форме обучения. Более того, в предлагаемом законопроекте отсутствует признание уникальной роли  семьи в развитии и обучении детей.

Действующее законодательство об образовании  в Вашей стране защищает право родителей на выбор наилучшей формы образования для своих детей. Мы получили информацию о том, что более 100 000 российских детей обучаются дома в форме семейного образования или экстерната. Я имею в виду, что действующий закон гласит: «(Родители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития» своих детей. Защита материнства, детства и семьи гарантируется Конституцией Российской Федерации: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (статья 38). Родители также «обеспечивают получение детьми основного общего образования» (статья 43).

От имени семей Вашей страны и всего мира, избравших обучение детей дома, мы просим вернуть в  предложенный законопроект соответствующие формулировки, защищающие право на семейное образование как на законный вариант образовательного выбора в России.

Мы понимаем, что все страны имеют свою культуру и законы. Однако, Российская Федерация считает себя нацией, поддерживающей общие стандарты правосудия, свободы и прав человека. Право родителей руководить образованием своих детей является фундаментальным принципом свободного общества и естественным правом человека.

Даже Всеобщая Декларация прав человека ООН в статье 26 указывает на то, что родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей.

В своем докладе 2006 г., посвященном системе образования в Германии, Специальный Докладчик ООН по вопросам права на образование Вернор Муньос указывал:

«В соответствии с полученными данными, в некоторых землях Германии под образованием понимается исключительно посещение школы. Несмотря на то, что Специальный Докладчик является стойким приверженцем общедоступного, бесплатного и обязательного образования, необходимо заметить, что оно не должно сводиться исключительно к посещению школ, и что необходимо изменить образовательный процесс так, чтобы он всегда и в первую очередь служил наилучшим интересам ребенка. Методы дистанционного обучения и домашнее образование представляют собой действенные варианты получения образования, которые могут применяться в определенных условиях, с учетом того, что родители имеют право выбирать способ обучения своих детей, отраженное в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Развитие и продвижение общественного образования, финансируемого государством, не должно приводить к подавлению форм обучения, не требующих посещения школы. Между тем, Специальный Докладчик получал жалобы об угрозах лишения родительских прав в отношении родителей, которые выбрали семейное обучение для своих детей».

Рекомендации, сопровождающие этот доклад ООН, указывают (раздел 93), что родители имеют право использовать семейную форму образования.

Научные исследования и практический опыт во всем мире убедительно подтверждают, что обучение дома, по крайней мере, так же эффективно, как и обучение в общеобразовательных школах, как в отношении получения академических знаний, так и в плане воспитания хорошо социализированных и полезных членов общества. В большинстве же случаев домашнее образование оказывалось более эффективным. Самым богатым опытом домашнего обучения среди стран мира обладают США, где более 2 миллионов учеников (около 3% всех жителей страны школьного возраста) обучаются дома. Опыт США в этом отношении является исключительно положительным и показывает, что ограничительные меры, направленные на семейное образование, не являются необходимыми для обеспечения интересов государства в области как образования, так и защиты детей.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обратитесь к приложенным отчетам о достижениях учащихся, получающих образование дома.

Дополнительные исследования доступны на странице сайта HSLDA:
http://www.hslda.org/research/default.asp

Мы выражаем искреннюю надежду на то, что Российская Федерация продолжит защищать право детей на образование, а также право родителей на выбор наилучшей формы обучения.

Мы просим вас учесть интересы семей, выбирающих обучение дома, и пересмотреть предлагаемый законопроект с тем, чтобы сохранить в нем семейное образование как законную форму получения образования.

Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне, если мы можем быть Вам чем-либо полезны в дальнейшем,

С уважением,
Майкл Доннелли,
Директор по международным отношениям.

Копии: Ю. П. Сентюрину, Заместителю министра образования и науки РФ
Его превосходительству С. К. Кисляку, послу РФ
и т.д.

Приложения:
Отчет о достижениях домашнего образования 2009
Число приверженцев домашнего образования растет
Исследование института Фрэйзера — «От меньшинства к мэйнстриму»

(Пер. Ю. Бахтиной)

Межрегиональная общественная организация «За права семьи», выражая горячую признательность HSLDA за ее выступление в поддержку семейного образования в нашей стране, призывает граждан России и российские общественные организации продолжать выступать перед властями в защиту права на семейное образование.

Адреса и образцы обращений граждан Вы можете найти здесь


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: ,