Дорогие единомышленники! Сегодня на сайте «Общественное обсуждение законопроектов» был опубликован обновленный, доработанный вариант законопроекта «Об образовании в РФ». Главный вывод, который можно сделать, его прочитав: наши усилия не напрасны! Неправы были те, кто думал, что ничего нельзя изменить. Значительная часть тех поправок, за которые мы все боролись, так или иначе учтены в доработанном тексте законопроекта. Среди них и относящиеся к самым важным.
Это уже – несомненная победа и всех тех людей, родителей, которые постарались повлиять на ситуацию своими обращениями, письмами, действиями, участием в общественном обсуждении законопроекта на предыдущей площадке, и нашей организации. Всех, кто хотел сделать этот законопроект лучше, учесть в нем потребности семей, вернуть в него право на семейное образование. Благодарим и поздравляем всех, кто помог достичь этой (пусть пока и частичной) победы.
Итак, какие изменения в важных для нас всех вещах можно найти в доработанном законопроекте?
- Теперь в нем есть семейное образование (ст. 19 ч. 1, 3). Оно доступно для всех уровней «школьного» образования (ст. 93 ч. 10), и для дошкольного (ст. 89 ч. 6) образования.
- Из законопроекта исчезла обязательность дошкольного образования.
- Право на индивидуальный учебный план (ст. 34 ч. 1. п. 3) теперь доступно всем. Нормы, по которой для того, чтобы им воспользоваться, было нужно решение директора школы, в доработанном тексте нет.
- Прямо оговорено право родителей на знакомство с результатами любых обследований (медицинских, психологических, педагогических) и на отказ от них (ст. 46 ч. 1 п. 5).
Тем не менее, в законопроекте остался ряд существенных, с нашей точки зрения, недоработок. И мы призываем всех, кого волнует будущее наших детей принять участие в общественном обсуждении с тем, чтобы они были устранены.
Перечислим главные недоработки, пояснив занимаемую нами позицию и указав, чего, как мы полагаем, желательно добиться нашими общими усилиями.
1. В законопроекте не указано прямо на особую роль семьи и родителей в воспитании и образовании детей.
Почему мы против: Действующий закон «Об образовании» указывает «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Сегодня в обществе и так часто уделяется недостаточное внимание семье, падает уважение к важному служению отца и матери. На этом фоне совершенно необходимо, чтобы законы прямо говорили – в жизни ребенка, в его воспитании и образовании главное место должна занимать семья.
Чего надо добиться: Включения в ст. 45 формулировки из действующего закона, подчеркивающей роль родителей в воспитании детей.
2. В законопроекте не оговорено право семьи контролировать религиозное воспитание и образование детей, половое воспитание и сексуальное просвещение.
Почему мы против: В целом ряде стран сегодня, под видом «объективного образования», детям внушают мировоззренческие представления, противоречащие традиционным религиозным, нравственным ценностям. В школах детей обучают различным видам сексуальной активности, действиям, которые их семьи считают недопустимыми и безнравственными. Это противоречит нормам международного права, согласно которым семья вправе обеспечивать такое воспитание и образование детей, которое соответствует религиозным и философским убеждениям родителей (ст. 2 дополнительного протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Чего надо добиться: Включения в ст. 46 законопроекта указания на то, что родители вправе ожидать соответствия образования своим религиозным и философским (в т.ч. нравственным) убеждениям, прямо отразить, что религиозное образование детей, их половое воспитание и сексуальное просвещение должны осуществляться только с согласия их родителей.
3. В законопроекте предусмотрена обязательность промежуточной аттестации для детей, получающих семейное образование (ст. 93 ч. 10).
Почему мы против: Действующий закон «Об образовании» на федеральном уровне не устанавливает обязательность промежуточной аттестации для детей, получающих семейное образование. Обязательна только итоговая аттестация. Зарубежные исследования демонстрируют, что уровень академической подготовки детей, получающих семейное образование, не зависит от степени государственного контроля за ходом обучения[1]. Практика показывает, что те семьи, которые в этом нуждаются – с удовольствием пользуются помощью школы и готовы проходить промежуточные аттестации добровольно. Те же семьи, которые в состоянии на высоком уровне организовать учебный процесс самостоятельно, в такой помощи не нуждаются. Мы считаем, что достаточно права ребенка, получающего семейное образование, проходить промежуточную аттестацию в школе (оно предусмотрено ст. 68 ч. 3 законопроекта). Обязательной должна быть только итоговая аттестация.
Чего надо добиться: Исключения из ст. 93 ч. 10 законопроекта слов о промежуточной аттестации.
4. Законопроект требует определенного уровня образования от всех, кто присматривает по найму за малолетними детьми (ст. 89 ч. 5).
Почему мы против: Мы не возражаем против идеи о том, что педагог, реализующий государственные программы дошкольного образования, должен иметь специальное образование. Однако оно, по нашему мнению, не является необходимым для тех, кто нанимается в помощь семье для ухода и присмотра за маленькими детьми (няни, «бэбиситтеры» и т.п.). Формулировка в законопроекте такова, что они подпадают под нее – причем, видимо, по ошибке.
Чего надо добиться: Исключения из ст. 89 ч. 5 слов «а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста» (тем самым действие текста распространится только на тех педагогов, которые реализуют полностью программы дошкольного образования, а не на нянь и тех, кто просто присматривает за детьми).
5. Законопроект не учитывает в должной мере проблемы детей с особыми образовательными потребностями (например, детей с СДВГ, школьной дезадаптацией и т.п.). Ст. 99 ч. 1 законопроекта не предусматривает семейного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Почему мы против: Многие дети, имеющие проблемы со здоровьем, особые образовательные потребности, не могут учиться в отдельных специальных, коррекционных школах. Они вполне могут учиться вместе со всеми, если им уделяется должное внимание психологов и педагогов (это называется модным термином «инклюзивное образование» и в законопроекте не учтено в должной мере). Дети-инвалиды должны иметь, как и все дети, право получать и семейное образование – однако формулировки законопроекта таковы, что их можно ошибочно понять как исключающие такую возможность.
Другая проблема заключается в том, что сегодня школы часто не учитывают рекомендации врачей и специалистов-психологов, которые им приносят родители детей, не считая их для себя обязательными. Это наносит нередко серьезный урон здоровью детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Чего надо добиться: Внесения в ст. 99 ч. 1 указания на то, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать семейное образование, а когда учатся в обычной школе – имеют право, по просьбе родителей, на специальное психолого-педагогическое сопровождение. Внесения в ст. 100 нормы, согласно которой школа будет обязана учитывать представленные родителями детей, имеющих проблемы с физическим или психологическим здоровьем, рекомендации врачей и психологов.
КАК НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ:
- Идем на сайт общественного обсуждения законопроекта «Об образовании» и регистрируемся там. Имейте в виду, что на адрес электронной почты придет письмо со ссылкой, по которой надо будет пройти, чтобы регистрация завершилась и ваши замечания опубликовали и учли.
- Проходим по ссылке на поправки, внесенные нашей организацией. В правой колонке можно увидеть все наши замечания (их всего, на данный момент, восемь). Проголосуйте за наши поправки. Для этого надо нажать на изображение поднятого большого пальца, расположенное справа внизу текста каждой поправки. Пожалуйста, проголосуйте за все изменения, которые Вы поддерживаете. Пожалуйста, не пренебрегайте этой простой возможностью – от каждого из вас зависит, будут ли наши замечания услышаны!
- Пройдя по ссылкам на конкретные статьи (они даны выше в тексте, где мы говорим о том, чего надо добиться в связи с каждой проблемой), можно оставить комментарии со своими замечаниями, своими словами изложив каждое из предложений. Надо учитывать – сайт не дает быстро оставлять много замечаний. После того, как вы оставите 2-3 комментария, вас могут временно лишить возможности оставлять замечания. Чтобы писать дальше, придется подождать несколько минут.
- Пожалуйста, распространите эту информацию.
Заранее благодарим всех за участие. Закон «Об образовании» очень важен для каждой семьи.
Дополнительная информация:
Текст доработанного законопроекта «Об образовании в РФ» с сайта общественного обсуждения (pdf)
Поправки, предлагаемые МОО «За права семьи» к доработанному законопроекту (pdf)
[1] Обобщающее исследование: Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics; также см.: Ray, Brian D. (2002). A quick reference worldwide guide to homeschooling: Facts and stats on the benefits of home school, 2002 и др.