Недавно на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ был опубликован для общественной экспертизы текст нового законопроекта – «Об основах системы профилактики пра-вонарушений в Российской Федерации».
Межрегиональная общественная организация «За права семьи», безусловно, выступает за адекватную профилактику действительных правонарушений в обществе. Мы полностью поддерживаем и правомерную работу правоохранительных органов в этом отношении. Однако, мы убеждены, что ее следует вести сообразными методами и в разумных границах, и она не должна приводить к нарушению свобод граждан, их достоинства, неприкосновенности частной и семейной жизни.
К сожалению, нормы законопроекта крайне неопределенны и растяжимы, и при этом он дает крайне широкие полномочия органам, занимающимся «профилактикой правонарушений» (включая полицию), что может привести к самым серьезным последствиям для всего российского общества, в том числе и для семьи. Поэтому мы просим всех постараться повлиять на работу над этим законопроектом, чтобы помочь его разработчикам устранить эти опасные недостатки.
К примеру, статья 7 законопроекта включает в число людей, в отношении которых будет вестись «профилактическая работа», всех, кто «нарушает социальные нормы» и дает органам, занимающимся профилактикой, «основание … прогнозировать совершение ими правонарушений», а также «ближайшее окружение» этих людей.
Та же статья предполагает ведение «профилактической работы» в отношении всех, кто «способен стать жертвами правонарушений, в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств».
Законопроект вводит категорию «лиц, от которых следует ожидать совершения преступления» (ст. 12). На практике это означает, что любой гражданин, который не понравится чем-то полиции или другим органам, занимающимся «профилактикой», может быть заклеймен как «потенциальный преступник» и подвергнут мерам «систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение».
Среди этих мер, перечисленных в статье 12 законопроекта, как относительно безобидные, такие как «профилактическая беседа», так и куда более серьезные – «профилактический учет и контроль», «административный надзор» и даже «принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия» (две последние меры предполагается устанавливать по решению суда, однако без указания четких критериев подобных решений). Многие из указанных мер традиционно используются в нашем законодательстве в отношении преступников.
Если законопроект будет принят, каждый гражданин, даже не совершивший никакого преступления, но подозрительный или неугодный, может оказаться объектом подобной «профилактической работы». Фактически, это чревато такими злоупотреблениями, хорошо известными нам из недавней истории, как карательная психиатрия и тотальный контроль над почти всеми гражданами страны, практически уничтожающий гарантии какой-либо неприкосновенности частной жизни.
Совершенно очевидно, на наш взгляд, что предлагаемые меры разрушительны для общества и совершенно несоразмерны поставленной цели – профилактике правонарушений. Будучи принят, законопроект, по нашему мнению, способен обеспечить реальные основы для создания в России т.н. «полицейского государства». Будучи предельно широкими и неопределенными, нормы законопроекта неизбежно создадут условия для широкого произвола и коррупции.
С точки зрения сохранения прав семьи, нашу особую дополнительную озабоченность вызывает норма о профилактике в отношении тех, кто «способен стать жертвами преступлений в силу … объективных свойств». Вполне очевидно, что к числу этих лиц относятся, из-за своей объективной, связанной с возрастом уязвимости, все российские дети. Таким образом, все семьи России смогут автоматически рассматриваться как «объекты профилактической деятельности», в т.ч. и осуществляемой описанными выше способами.
Удивительно, что для общественного обсуждения проекта столь масштабного и радикального по своему замыслу законопроекта Министерство Внутренних Дел РФ отвело… всего лишь десять дней (с 11 по 21 августа). В течение столь краткого срока лишь немногие представители гражданского общества могли успеть познакомиться с проектом и подготовить отзыв на него.
Более подробный анализ законопроекта представлен в заключении общественной экспертизы, подготовленном Межрегиональной общественной организацией «За права семьи», с которым могут познакомиться все желающие:
Скачать текст заключения общественной экспертизы
По нашей оценке, в частности:
- многие положения законопроекта носят коррупциогенный характер, поскольку их правовая неопределенность позволяет правоприменителю действовать в необоснованно широких пределах субъективного усмотрения;
- положения законопроекта не отвечают нормам Конституции РФ и общепринятым нормам и принципам международного права;
- положения законопроекта не отвечают общепринятым принципам законности, в частности принципу предсказуемости последствий закона в отношении прав граждан и принципу отсутствия произвольности в положениях закона;
- на практике применение норм законопроекта даст возможность ставить под надзор и контроль практически любого гражданина, создавая условия для построения в России неправового полицейского государства;
- на практике применение норм законопроекта создает условия для установления дополнительного контроля и надзора над всеми семьями, имеющими детей, под предлогом «профилактики преступлений в отношении детей», что делает его опасным для семьи и наносящим ущерб институту семьи в России;
- положения законопроекта, в силу своей правовой неопределенности, не отвечают принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, необходимость соблюдения которого следует из Конституции РФ.
Законопроект еще не внесен в Государственную Думу и работа над ним будет продолжаться. Нам представляется, что в своем нынешнем виде он, безусловно, разрушителен для общества в целом и, в частности, для института семьи. Мы приглашаем как граждан, так и общественные организации, выразить свое отношение к этому законопроекту. Хочется надеяться, что Министерство внутренних дел и другие органы власти будут готовы к диалогу с гражданским обществом по этому важному вопросу.
Что можно сделать:
Шаг 1: Направьте обращения Президенту РФ, в Министерство внутренних дел РФ, в профильные комитеты Государственной Думы РФ, выражая в них свою оценку законопроекта «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ».
Организациям следует направлять обращения обычной почтой (лучше отправлением первого класса) или по факсу. Необходимые контактные данные приведены ниже. Для этого можно воспользоваться предлагаемым нами образцом или написать свой собственный текст.
Мы будем благодарны, если общественное объединение, отправляя обращение, пришлет копию отправленного письма в МОО «За права семьи» (E-mail: profamilia.ru@gmail.com), к сведению.
Скачать образец обращения от общественного объединения
Гражданам следует направлять обращения обычной почтой (лучше отправлением первого класса) или через электронные приемные органов власти. Необходимые контактные данные приведены ниже. Можно воспользоваться одним из предлагаемых нами образцов или написать свой собственный текст.
Скачать образец обращения от гражданина для отправки по почте
Контактные данные:
Президент РФ Медведев Д.А.:
Почтовый адрес: 103132, Москва, Россия, ул. Ильинка, д. 23
Электронная приемная: http://letters.kremlin.ru/ (Обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество и адрес. В противном случае ваше обращение оставят без рассмотрения. Выполняйте все другие условия, указанные на сайте).
Факс: (495) 606-07-66 (по информации, полученной от справочной службы Администрации Президента обращения, поступившие на факс не регистрируются, поэтому направьте скан-копию подписанного обращения в формате pdf или rtf также через электронную приемную Президента РФ: http://letters.kremlin.ru/).
Министерство внутренних дел РФ:
Почтовый адрес: 16119049, Москва, ул. Житная, 16
Электронная приемная: http://ps.112.ru/portal/dt?PortalMainContainer.setSelected=DefAppeal&last=false&appealType=defence (в списке выберите «МВД России», поставьте галочку под правилами, затем нажмите кнопку «Далее» и заполните предложенную форму)
Копию отправленного Вами обращения перешлите также по электронной почте ответственному лицу в Министерстве (Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД РФ, Мельникову А. В., E-mail: vikava2010@gmail.com).
Комитет Государственной Думы РФ по безопасности
Почтовый адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Факс: (495) 692-10-81
Электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/ (В поле «Адресовано» обязательно укажите «Комитет по безопасности»).
Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей:
Почтовый адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Факс: (495) 692-54-61
Электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/ (В поле «Адресовано» обязательно укажите «Комитет по вопросам семьи, женщин и детей»).
Рекомендуем Вам также направить аналогичные обращения депутатам, отвечающим в Государственной Думе за Ваш регион. Их имена можно найти на главной странице сайта Государственной Думы (слева – «Депутаты ГД» – По субъектам РФ – Из списка)
Шаг 2: Распространите эту информацию как можно более широко. Законопроект, о котором идет речь, в этот угрожает не только семьям, но и всем гражданам России. Важно, чтобы об этом узнало больше людей.
Со своей стороны, Межрегиональная общественная организация «За права семьи» благодарит всех, кто снова и снова выражает свою гражданскую позицию в отношении законодательных и иных инициатив, затрагивающих жизнь каждого из нас, наших семей и детей. Мы лишь можем в очередной раз выразить надежду, что рано или поздно настанет время, когда законопроектная работа будет вестись действительно профессионально и порождать нормы, которые вполне будут заслуживать высокого названия «право». А пока это время не настало, важно, чтобы общество – мы все – вели в этой области нашу собственную «профилактическую работу» и помогали тем, кто готовит законы для страны, совершать «работу над ошибками».
Теги: МВД