Накануне, 5 октября, на церемонии вручения наград победителям конкурса «Учитель Года 2010» президент РФ, Дмитрий Медведев, проинформировал педагогов о том, что законопроект «Об образовании» подвергнется общественной экспертизе.
«Мы только что договорились, что один из самых фундаментальных законопроектов, который в настоящий момент обсуждается — закон «Об образовании» — также будет подвергнут общественной экспертизе. Надеюсь, что значительная часть из присутствующих здесь, а также из ваших коллег, которые работают в других регионах, которые работают и в школе, и в вузовском образовании, в университетах, смогут поучаствовать в обсуждении этого очень важного, как я еще раз хотел бы сказать, фундаментального закона, на котором должно строиться развитие российского образования на будущее, на годы вперед», — заявил Дмитрий Медведев.
Комментарий МОО «За права семьи»:
Инициатива Президента, сама по себе, конечно, позитивна. Остается надеяться, что предложения, высказанные в ходе общественного обсуждения будут учтены в итоговом анализе этого обсуждения лучше, чем это произошло с замечаниями граждан к законопроекту «О полиции». На наш взгляд, в аналитическом докладе по тогам обсуждения этого законопроекта замечания представителей общественности почти не учтены и многие конструктивные замечания сведены на нет.
При этом вполне очевидно, что общественная экспертиза не должна и не может быть эквивалента «точке зрения большинства». Демократия отличается от охлократии (власти толпы) тем, что при демократическом законотворчестве всегда пытаются учесть законные потребности и интересы каждой группы граждан, включая и самые малые. Закон, который лишь отражает потребности и чаяния большинства, с точки зрения принципов демократии — плохой закон. Понимание этого базового принципа должно вести к разработке таких методов общественного обсуждения, которые не будут сводиться просто к тому, что те или иные нормы «получили одобрение большинства респондентов». К сожалению, эту задачу еще только предстоит решить.
Для начала, было бы неплохо, чтобы в законопроекте были надлежащим образом отражены те предложения, которые были высказаны во время уже имевшего место общественного обсуждения его 12-й главы.