На сайте Следственного комитета РФ размещена публикация, связанная с широко обсуждаемой в интернете ситуацией:
«Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области возбуждено уголовное дело в отношении 32-летней жительницы города Москвы Юлии Миковой. Она подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности)».
Не будем здесь обсуждать этичность и законность получения той информации о семейной трагедии, которая была распространена по Интернету. Не хочется обсуждать и мотивы тех, кто ее распространял — это вопрос их собственной совести. Будем надеяться, что следственные органы начали расследование и ведут его, просто исполняя свои обязанности, а не из-за публичных высказываний Павла Астахова, Уполномоченного по правам ребенка в РФ, который давал свои оценки, как и сам он признал, даже не зная, насколько интернет-информация достоверна. Не будем делать и предположений о том, что было бы, если бы ребенка сумели отвезти в больницу немного раньше, и он умер бы уже на руках врачей. Хотя, скорее всего, все сказали бы: «Ужасно, но что поделаешь… Врачи сделали все возможное». Все это оставим за пределами нашего внимания.
Внимание членов нашей организации привлек несколько другой факт — а именно то, что человек, который только подозревается в совершении преступления, виновность которого еще судом не установлена, уже публично, на всю страну, на сайте Следственного комитета РФ, называется «злоумышленником», а его действия, виновность которых еще надо устанавливать — «преступлением». С нашей точки зрения, это, как минимум, неэтично, а как максимум — может расцениваться как нарушение конституционного права — презумпции невиновности. Увы, это очень хорошо укладывается в общую тенденцию последнего времени — считать родителей «по умолчанию» виноватыми во всем, что происходит с их ребенком, заставлять их оправдываться перед полицией в случае любой детской травмы и т.п. Это создает в обществе ситуацию, когда все родители уже имеют статус «почти подозреваемых». И эта ситуация, на наш взгляд, нездорова и наносит вред обществу.
Председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи» направил по поводу этой ситуации обращение в Следственный комитет РФ через интернет-приемную Комитета. Публикуем текст этого обращения: