Действуем: Гаагская конвенция еще не принята окончательно

acting

Просим прощения: ранее тут находилась поспешно опубликованная непроверенная информация. Все неточности исправлены.

В информации о вечернем пленарном заседании Государственной Думы 13 мая 2011 г., представленной на официальном сайте Думы, законопроект о присоединении к Гаагской Конвенции был упомянут среди законопроектов третьего чтения, принятых в ходе «часа голосования».

В действительности законопроект был принят в первом чтении. Однако,  в большинстве случаев законопроекты о присоединении к международным договорам не проходят рассмотрение в трех чтениях. Таким образом, законопроект принят Государственной Думой и должен быть направлен в Совет Федерации.

Тем не менее, его еще будет рассматривать Совет Федерации. А после этого предстоит подписание Президентом РФ, которого может и не случиться, если Президент воспользуется своим правом вето.

Поэтому мы призываем граждан и родительские организации действовать, чтобы остановить принятие этого законопроекта. Конкретная информация о том, как можно это сделать, приводится ниже.

Напомним, что Гаагская «Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», по мнению экспертов МОО «За права семьи», содержит ряд норм, создающих опасность серьезных злоупотреблений, нарушающих права детей и семей:

  • Ст. 12 Конвенции позволяет не принимать немедленное решение о возвращении домой похищенного ребенка, если он был похищен более года назад и уже «вполне прижился в новой среде». Эта норма, по нашему мнению, недопустима, так как считает «привычную среду обитания» ребенка более значимой и важной для него ценностью, чем родственные связи и родную семью. Эта норма фактически, делает новое положение похищенного ребенка de facto «легальным».
  • Ст. 13 Конвенции (п. «а»), фактически, позволяет не возвращать ребенка родителям, если он уже был неправомерно отнят у них на момент вывоза ребенка за границу. В частности, эта норма дает фактическую возможность не возвращать ребенка российским родителям, если на момент незаконного перемещения за границу они были временно ограничены в родительских правах (в порядке ст. 73 Семейного кодекса РФ), а незаконный вывоз состоялся с согласия законного представителя (например, администрации детского дома).
  • Ст. 13 Конвенции (п. «б») позволяет не возвращать ребенка, если «существует серьезный риск» того, что возвращение «поставит ребенка под угрозу получения <…> психологического ущерба». С учетом того, насколько коррупциогенно и широко регулярно толкуются формулировки о «психологическом ущербе» или «психологическом насилии» за рубежом (а теперь, нередко, и в России), эта норма создает широкий простор для злоупотреблений и принятия решений о том, что ребенок не будет возвращен домой, к родителям.
  • Ст. 13 Конвенции также предписывает, рассматривая такой риск «получения психологического ущерба» принимать во внимание «информацию о социальном происхождении ребенка», что подразумевает возможность не возвращать ребенка в «неблагоприятные» социальные условия (в связи с потенциальной угрозой «физического или психологического ущерба»).
  • Ст. 20 Конценции позволяет отказывать в возвращении ребенка, «если оно не допускается основными принципами запрашиваемого государства, относящимися к защите прав человека и основных свобод». С учетом того, насколько неоправданно широко в ряде стран сейчас трактуется понятие «прав человека» и прав ребенка, это создает дополнительное поле для злоупотреблений и отказов в возвращении похищенного ребенка на родину.

Таким образом, правовой инструментарий, предлагаемый Конвенцией для решения поставленной в ней задачи, крайне несовершенен. Более того, он, фактически, легализует новое положение украденного ребенка в случаях, когда Конвенция допускает отказ в его возвращении.

Это не означает, что все потенциальные опасности станут реальными проблемами. Однако, возможность этого заложена в тексте Конвенции, что, по нашему мнению, недопустимо. Все правовые документы, которые могут затронуть положение и права семьи (в т.ч. конкретных семей) должны быть тщательно выверенными, разработанными таким образом, чтобы исключать неверное толкование и серьезные злоупотребления при правоприменении.

Помимо этого, как МОО «За права семьи» указывала в своем обращении в Государственную Думу, в тексте рассматриваемой Конвенции ни разу не встречаются слова «семья» и «родители». Вместо этого речь идет о безличных «правах попечительства». На наш взгляд, это создает опасный правовой прецедент. Мы считаем очевидным, что правовой документ, в центре которого стоят интересы ребенка, всегда должен основываться на признании того, что в центре жизни ребенка стоит его семьи, из приоритета семейных связей ребенка.

Позиция Межрегиональной общественной организации «За права семьи» заключается в том, что не следует торопливо, без широкого общественного обсуждения, принимать законопроект о присоединении к столь несовершенной Конвенции. Мы полагаем, что необходимо воздержаться от ее принятия, создавая иной, лишенный перечисленных недостатков, правовой инструмент для решения соответствующих задач. Мы также считаем, что необходимо широкое обсуждение этого законопроекта, с участием общественных организаций, самого широкого круга представителей общественности.

Законопроекту предстоит пройти еще  рассмотрение Советом Федерации. В случае одобрения законопроекта обеими палатами парламента, его должен до вступления в силу подписать Президент России.

В связи с этим мы предлагаем единомысленным общественным организациям и гражданам предпринять срочные шаги, направленные на выражение законодателям мнения общественности об этом законопроекте:

Для этого следует направить соответствующие письма через электронную приемную или (в случае организаций) – по факсу в Совет Федерации, Президенту Российской Федерации.

Что следует делать:

Письма в Совет Федерации

Шаг 1: Подготовьте текст письма. Воспользуйтесь приведенными образцами или напишите свое письмо. В письме просите Совет Федерации отклонить законопроект.

Образец письма от гражданина в Совет Федерации (через электронную приемную)

Образец письма от организации в Совет Федерации (для отправки по факсу, требуется подпись руководителя)

Шаг 2: Отправьте письма через электронную приемную или по факсу

Для граждан — электронная приемная Совета Федерации: http://services.council.gov.ru/questions/

Обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество и адрес. В противном случае ваше обращение оставят без рассмотрения.

Для организаций: факс: (495) 629-67-43; (495) 203-41-67.

Письма Президенту РФ

Шаг 1: Подготовьте текст письма. Воспользуйтесь приведенными образцами или напишите свое письмо. В письме просите Президента отклонить законопроект, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст. 107 ч. 3 Конституции РФ, в случае его одобрения Советом Федерации.

Образец письма от гражданина Президенту  РФ (через электронную приемную)

Образец письма от организации Президенту РФ (для отправки по факсу, требуется подпись руководителя)

Шаг 2: Отправьте письма через электронную приемную или по факсу

Для граждан — электронная приемная Президента РФ: http://letters.kremlin.ru/

Обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество и адрес. В противном случае ваше обращение оставят без рассмотрения. Выполняйте все другие условия, указанные на сайте.

Для организаций: факс: (495) 606-07-66 (по информации, полученной от справочной службы Администрации Президента  обращения, поступившие на факс не регистрируются, поэтому направьте скан-копию подписанного обращения в формате pdf или rtf также через электронную приемную Президента РФ: http://letters.kremlin.ru/)

Просим вас распространить эту информацию как можно шире


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: ,