«Ваши ответы нас крайне удивляют»: мы снова пишем в Минздравсоцразвития РФ

acting

Мы уже не раз писали о странных новшествах, которые предусмотрело для всех россиян Министерство здравоохранения и социального развития РФ, работая над новым законопроектом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».  Напомним, что законопроект предполагает, в частности:

  • Новую, юридически абсурдную и несовместимую с общепринятым принципом информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, обязанность всех «граждан, находящихся на лечении» «выполнять назначения медицинских работников». Иными словами, если пациент откажется принимать прописанные ему таблетки, он нарушит закон. Вполне очевидно, что эта формулировка ударит и по семьям, в которых родители не хотят давать своему ребенку некоторые из лекарств, прописанных врачами, или просто не имеют денег на их приобретение.
  • Возможность оставлять в больнице детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до четырехлетнего возраста включительно. Напомним, что законодательное определение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации дано в ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и включает в себя детей из малоимущих семей и детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом о необходимости получения на помещение в больницу детей, не являющихся сиротами, согласия их родителей законопроект не упоминает. Эксперты считают, что эта норма поведет к злоупотреблениям и расширению существующей практики неправомерного изъятия детей из семьи.
  • Ограничение права родителей находиться со своим больным ребенком в больнице. Действующий закон дает это право всем родителям больных детей, независимо от их возраста, причем бесплатно. Новый законопроект предполагает, что родители детей старше трех лет, не имеющих особых медицинских показаний к присутствию родителей, должны будут платить деньги за возможность находиться со своим ребенком. Это – серьезнейший удар по правам семьи и по правам больных детей, особенно из семей с маленьким и средним достатком.  При этом не существует никаких веских причин для ограничения права, предусмотренного действующим законом. Больницы не предоставляют родителям ни спальных мест, ни питания – речь идет о простом «праве сидеть на стульчике» рядом со своим ребенком. Наши эксперты не понимают, за что в данном случае хотят брать с семьи деньги.

Межрегиональная общественная организация «За права семьи» и другие организации с лета прошлого года неоднократно обращались в Министерство здравоохранения и социального развития с требованием внести изменения в законопроект и сохранить существующее законное право детей и родителей. Это требование получило огромную общественную поддержку. Многочисленные граждане направляли в Министерство личные обращения на эту тему. Коллективные обращения граждан, направляемые в Министерство в связи с этой проблемой, собирали тысячи подписей. Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М. А. Федотов также поддержал это требование общественности, направив на эту тему письмо Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву.

Однако, по непонятным причинам, Министерство с иррациональным упорством отказывается восстановить в законопроекте существующее право граждан, семей и детей. На письма граждан оно отвечает типовыми бюрократическими «отписками». То же происходит и с обращениями общественных организаций. Эта позиция Министерства нам откровенно непонятна. Такое формальное отношение к обращениям и инициативам общественности приводит к единственному результату: люди перестают доверять власти, начинают относиться к ней крайне негативно. Подобные действия чиновников, по нашему мнению, подрывают доверие к государству со стороны народа и дестабилизируют ситуацию в обществе. Мы считаем это недопустимым.

На очередное обращение председателя МОО «За права семьи» Министерство дало и вовсе удивительный ответ, заявив, что существующее в действующем законе право, оказывается, является лишенной реального содержания декларацией. По мнению специалистов Министерства, оно реально не соблюдается – поэтому и нельзя сказать, что оно есть. В своем ответе Министерство заходит еще дальше – и доходит до утверждения, что новый законопроект, оказывается, вовсе не ограничивает наши права, а расширяет их. Прежний закон просто декларировал право людей, но никто его не соблюдал. А новый законопроект четко говорит, что родители детей смогут быть с ними бесплатно… до достижения ими трехлетнего возраста. Так что он, оказывается, «расширяет» права семьи.

Текст ответа из Минздравсоцразвития целиком (pdf)

Подобное жонглирование фактами представляется нам крайне непрофессиональным и неэтичным ходом. Неужели специалисты, писавшие этот ответ, считают своих читателей настолько безграмотными и глупыми людьми, не способными увидеть, где их права ущемляют, а где – расширяют? Такое отношение представителей государства к своим гражданам мы считаем попросту безнравственным и оскорбительным.

К тому же, когда автор текста ответа пишет, что региональные законы вправе ограничивать предусмотренное действующими «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» право родителей находиться с больным ребенком в больнице, он демонстрирует профессиональную непригодность. Региональные законы не могут ограничивать это право, ведь «Основы» в ст. 3 прямо указывают «Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами».

Как же могут не знать этой нормы «профильного» закона сотрудники правового отдела Министерства здравоохранения? Загадка.

В этой ситуации мы не можем молчать и публикуем текст письма, направленного нами в Министерство здравоохранения и социального развития в связи с полученным нами на наше обращение ответом:

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЗА ПРАВА СЕМЬИ» 198260, Санкт-Петербург, а/я 16, Парфентьеву П.А. profamilia.ru@gmail.com

04.04.2011 г. № 5-011

Министерство здравоохранения и социального развития РФ 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3

КОПИИ (для информации):

Мизулиной Е. Б. Председателю Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1

Комиссия по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ 125993, г.Москва, ГСП-3,  Миусская пл., д.7, стр.1

В ответ на письмо № 583-12 от 11.02.11

Уважаемые господа!

16.12.2010 нами было направлено в адрес Минздравсоцразвития РФ письмо с предложением поправок к законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В числе своих замечаний мы, в частности, касались очень важного вопроса: необходимости сохранить существующее в действующем законодательстве безусловное право родителей находиться в больнице со своими больными детьми независимо от их возраста на протяжении всего времени их лечения (ст. 22 действующих «Основ законодательства об охране здоровья граждан»).  Подготовленный Министерством законопроект, уничтожая и сужая существующее право семьи и ребенка, предусматривает, что только дети до трех лет и имеющие тяжелые заболевания сохранят право на бесплатное присутствие родителя или члена семьи в больнице. Это – серьезное ущемление прав семьи и ребенка в сравнении с действующим законодательством.

В своем письме мы обратили внимание на то, что в поддержку сохранения существующего права в Министерство были направлены многочисленные обращения граждан, в том числе коллективные обращения, под которыми тысячами подписывались россияне. За сохранение существующего права выступил, направив соответствующее обращение Президенту Д. А. Медведеву, и председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М. А. Федотов. Несмотря на столь ясное и активное выражение позиции граждан, Министерство упорно отказывается внести в законопроект изменения, сохраняющие существующее право. С учетом того, что сохранение существующего права не связано с какими-либо бюджетными затратами или новыми расходами, это необоснованное упорство вызывает, по меньшей мере серьезное удивление.

Еще более серьезное удивление вызвал у нас ответ Министерства на наше обращение, направленный МОО «За права семьи» (кстати, наша организация называется именно так, а не «За права ребенка», как было ошибочно указано в ответе Министерства). Этот ответ за № 583-12 и за подписью директора правового департамента Министерства был направлен нам 11.02.2011.

Комментируя существующую норму закона, дающую право родителю или члену семьи без ограничений и бесплатно находиться в больнице с больным ребенком, Министерство в своем ответе указывает:

«При этом данная норма носит только декларативный характер, поскольку механизм реализации данного права федеральным законодательством не раскрывается, в связи с этим его реализация в настоящее время осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, которое, как правило, предусматривает возможность нахождения с ребенком в возрасте до 1 года или до 3 лет, а также по решению администрации лечебного учреждения соответственно в зависимости от мощности лечебного учреждения. Следует отметить, что реализация такого права не всегда осуществляется бесплатно, а зачастую за отдельную плату».

Трудно сказать, что удивляет в приведенной цитате больше всего. Сформулирую так: на наш взгляд, было бы логично ожидать, что в правовом департаменте Минздравсоцразвития работают люди, владеющие основами конституционного права и законодательства в сфере здравоохранения, хотя бы на уровне хорошего студента-юриста. Между тем, уровень знаний, продемонстрированный в ответе, позволяет предположить, что сотрудники Министерства не имеют необходимой профессиональной квалификации или обладают ею лишь «на бумаге», а не в действительности.

Нетрудно убедиться, что, в соответствии со ст.  72 ч. 1 п. «ж» Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства в России отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 ч. 5 Конституции РФ законы субъектов РФ по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральным законам.

Нетрудно убедиться и в том, что ст. 3 действующих «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» прямо указывает: «Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами».

«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» прямо устанавливают: «Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка». Поскольку это право прямо и недвусмысленно определено федеральным законом, законы субъектов РФ не могут его ограничивать, устанавливая более узкие возрастные рамки для права пребывания родителя в больнице со своим ребенком. Если бы такие рамки были установлены законом субъекта РФ – это было бы незаконно, противоречило бы Конституции РФ, и такая норма не подлежала бы применению.

Незаконно и взимание платы за возможность реализации права, прямо установленного федеральным законом без каких-либо указаний на возможность требовать плату за его реализацию.

Можно согласиться, что норма федерального закона часто остается декларативной, и добиться ее соблюдения конкретной больницей достаточно сложно. Тем не менее, она остается нормой федерального закона, соблюдать который больницы обязаны, вне зависимости от существования иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Тот факт, что больницам не была достаточно четко разъяснена эта обязанность, им годами не указывалось на необходимость соблюдать это установленное законом право (что приводило к многочисленным нарушениям прав маленьких пациентов и их родителей)  – на наш взгляд, указывает, прежде всего, на неудовлетворительную разъяснительную работу самого Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В любом случае, то, что норма действующего закона много где не соблюдается, едва ли может считаться разумным основанием для ее изменения. Вместо того, чтобы ограничивать существующее право, необходимо обеспечить эффективный механизм его реализации.

На этом фоне крайнее удивление, граничащее с возмущением, вызывает попытка выдать явное и недвусмысленное ограничение существующего права чуть ли не за его расширение. Именно такой попыткой завершается ответ Министерства:

«Как следует из содержания указанной статьи, норма действующих Основ проекта федерального закона не только сохранена, но и дополнена гарантией бесплатного нахождения одного из родителей или законного представителя в медицинской организации с ребенком в возрасте до трех лет, а по медицинским показаниям – независимо от возраста ребенка».

Никакого дополнения существующего права в законопроекте нет, это просто неправда. Напротив, оно откровенно ограничивается. Сегодня закон предусматривает неограниченное право родителя находиться с больным ребенком – на протяжении всего времени лечения, независимо от возраста ребенка. Это право сегодня должно реализоваться бесплатно, закон не предусматривает возможности брать за это с родителей деньги.

Новый законопроект предусматривает, что родители детей старше трех лет (если нет особых медицинских показаний) смогут находиться с ними, но на платной основе. Это, фактически, лишает права на присутствие и поддержку родителей детей из малообеспеченных семей, да и из значительной части семей со средним достатком.  Речь идет о серьезном ударе по правам семьи и по правам больных детей.

Вполне очевидно, что нет никаких веских причин вводить предлагаемое изменение. Единственной причиной может служить желание получить с родителей больных детей дополнительные деньги – и едва ли это желание можно признать моральным. Простое присутствие родителя с ребенком не ведет к дополнительным затратам со стороны лечебного учреждения (разве что к амортизации стульев, что едва ли можно признать в такой ситуации серьезным расходом). Больница не обязана обеспечивать находящемуся с ребенком родителю ни спальное место, ни питание. Непонятно, за что в этой ситуации родители должны платить деньги.

Родители же хотят просто сохранить право бесплатно находиться рядом с больными детьми, и это вполне естественно. Если это право у них будет отобрано – многие будут попросту бояться отдать своего ребенка в больницу. Таким образом, предлагаемое ограничение права детей и родителей прямо поставит под угрозу жизнь и здоровье больных детей.

Ответы Министерства на многочисленные обращения граждан по этому поводу, к сожалению, носили ярко выраженный характер бюрократических «отписок». Упорство, с которым Министерство отказывается учесть голос общественности, которая, реализуя свое конституционное право на участие в управлении страной, требует сохранить существующее право больных детей и их родителей в полном объеме – кажется иррациональным и трудно объяснимым.

Следует отметить, что в законопроекте сохраняются и другие явные недочеты, на которые не раз указывали представители общественности.  Так, авторы законопроекта измыслили новую обязанность всех пациентов – «выполнять назначения медицинских работников» (ст. 25 законопроекта). Эту обязанность попросту невозможно согласовать с заложенным в самом законопроекте общепринятым правовым принципом информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Тем не менее, и эта, лишенная всякого позитивного смысла, норма, явным образом нарушающая права граждан, из законопроекта, несмотря на протесты общественности, не изымается.

Увы, создается впечатление, позволяющее предположить, как минимум, серьезный непрофессионализм тех, кто работал над текстом законопроекта. Может быть поставлен и вопрос о действительных намерениях тех, кто упорно старается сохранить в тексте законопроекта столь странные нормы, явным образом ущемляющие и ограничивающие существующие права жителей России, включая и детей.

Наша межрегиональная общественная организация продолжает настаивать, чтобы эти плохо продуманные и несущие откровенный вред российскому обществу нормы законопроекта были изменены:

  1. Мы настаиваем на необходимости сохранить в полном объеме существующее право родителей и членов семьи пребывать с ребенком, находящимся на лечении в больнице, на протяжении всего времени лечения, независимо от возраста ребенка и бесплатно.
  2. Эту норму необходимо усовершенствовать, предусмотрев обязанность больницы бесплатно обеспечивать питание и спальное место для родителя, находящегося с ребенком до трех (а лучше до семи) лет или по медицинским показаниям.
  3. Необходимо уточнить, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но не лишившиеся родительского попечения, могут находиться в больнице только с согласия или по просьбе их родителей (ст. 51 п. 3 законопроекта).  Без этого уточнения норма ст. 51 п. 3 законопроекта может быть использована для расширения уже существующей практики неправомерного отобрания детей у родителей.
  4. Мы также хотим обратить внимание на то, что сегодня женщины, выбирающие домашние роды, фактически подвергаются дискриминации и лишены права на получение квалифицированной помощи при родах. В связи с этим мы считаем, что сложившуюся ситуацию, нарушающую права человека[1], необходимо прекратить, законодательно обеспечив доступность квалифицированной помощи (в том числе помощи традиционных акушерок) при домашних родах.
  5. Необходимо отказаться от неправомерного сужения в законе понятия врачебной тайны, вновь отнеся к информации, составляющей врачебную тайну, всю информацию, содержащуюся в медицинской документации пациента.
  6. Необходимо вернуть в законопроект административный порядок защиты нарушенных прав пациента. Сейчас в законопроекте остался только судебный порядок защиты нарушенных прав, что приведет к неэффективности защиты прав пациентов.
  7. Необходимо исключить из законопроекта абсурдную обязанность граждан «выполнять назначения медицинских работников» (ст. 25 законопроекта).

Мы также настаиваем на том, чтобы в законопроекте были учтены другие поправки, разработанные нашей организацией в интересах российских семей и граждан и ранее направленные Министерству (см. Приложение к письму от 16.12.2010 № 4-011).  Наша организация, и другие организации, представляющие родительскую общественность России, открыты к участию в диалоге с целью обсуждения соответствующих норм. Надеемся, что на этот раз Министерство примет во внимание наши предложения и не ограничится неубедительными бюрократическими «отписками».

С уважением,

Парфентьев Павел Александрович Председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи»

Скачать текст письма МОО «За права семьи» в Минздравсоцразвития РФ в формате pdf


[1] Давая толкование ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский Суд по правам человека в деле «Терновски против Венгрии» (App. 67545/09, решение от 14.12.2010) признал такую ситуацию нарушающей Конвенцию. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, это решение Евросуда, наряду с другими, должно учитываться и соблюдаться российскими нормотворческими органами.


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: , ,