21 апреля 2011 года законопроект, вызвавший большой общественный резонанс – «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» — был внесен Правительством РФ в Государственную Думу. Законопроект получил официальный номер № 534829-5. С текстом внесенной в Госдуму редакции законопроекта и со сведениями о нем можно ознакомиться на странице паспорта законопроекта на официальном сайте Государственной Думы.
Законопроект претерпел некоторые изменения по сравнению с последней версией текста, опубликованной на сайте Минздравсоцразвития РФ (от 28 февраля 2011 г.).
Предлагаем Вашему вниманию комментарии правовой группы МОО «За права семьи» к этим изменениям:
Положительные моменты: В тексте законопроекта произошло важное положительное изменение. Из числа «обязанностей граждан в сфере охраны здоровья» исчезла абсурдная обязанность граждан, находящихся на лечении «соблюдать назначения медицинских работников».
Бессмысленность и противоправность этой нормы была вполне очевидна с самого начала. Ее, фактически, было невозможно согласовать с правом на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.
Эта норма влекла за собой и определенные опасности. В частности, уже сейчас есть регионы (в частности, Московская область и Республика Ингушетия) где неисполнение рекомендаций врача по лечению ребенка рассматривается местными нормативными правовыми актами как форма жестокого обращения с ребенком (Постановление Губернатора МО от 03.08.2006 N 101-ПГ «Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью», Постановление Правительства РИ от 14.05.2008 N 107 «Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью»). Эти региональные нормы, разумеется, совершенно абсурдны и противозаконны, в свете прав на добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства, предусмотренных федеральным законом.
Введение обязанности «выполнять назначения медицинских работников» могло повести к массовому нарушению прав российских семей, обвинении добросовестных родителей в нарушении закона с одной стороны, и отказа родителей от лечения детей из-за страха столкнуться с подобным нарушением прав с другой.
При этом, несмотря на продолжительную реакцию общественности, требовавшей устранить эту опасную и абсурдную норму из законопроекта, она присутствовала в нем вплоть до конца февраля 2011 года. То, что ее нет в тексте, внесенном в Госдуму – важное положительное изменение. Таким образом, действия общественности по доведению своей позиции по этому вопросу до органов власти не были бесплодными.
Тем не менее, у законопроекта, внесенного в Государственную Думу, остаются важные недостатки:
1. По-прежнему ограничивается, в сравнении с действующим законодательством, право родителей находиться в больнице совместно со своим больным ребенком. Напомним, что действующее законодательство (ст. 22 «Основ законодательства об охране здоровья граждан») дает это право всем родителям, вне зависимости от возраста ребенка, причем бесплатно. Законопроект ограничивает это право. Содержащиеся в нем нормы (ст. 47 п. 4 в совокупности со ст. 78 п. 8 подп. 3) предполагают, что при отсутствии медицинских показаний для совместного нахождения с родителей детей старше трехлетнего возраста будут взимать плату за пребывание в стационаре с ребенком. Эту норму, ухудшающую положение больных детей и ограничивающую права родителей, мы считаем совершенно недопустимой. Ее необходимо исправить с тем, чтобы совместное нахождение родителей в больнице с ребенком оставалось полностью бесплатным, вне зависимости от возраста ребенка.
2. Норма о пребывании в больнице детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, остается опасной и нечеткой. Ст. 50 п. 3 законопроекта указывает, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно, могут содержаться в больницах. При этом не указывается на необходимость согласия родителей тех детей, которые их имеют. Мы опасаемся, что эта норма может быть неправомерно использована для оправдания расширения практики помещения в больницы детей, отнятых у родителей. Напоминаем, что в понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», согласно определению, находящемуся в ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» входят, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и дети, проживающие в малоимущих семьях. Мы убеждены в том, что эту норму надо исправить, уточнив, что если у детей есть родители, то их согласие необходимо для помещения этих детей в больницу.
3. По прежнему сохраняется дискриминация женщин, выбирающих роды в домашних условиях. Ст. 48 п. 2 законопроекта дает беременным и роженицам право на получение медицинской помощи только «в медицинских организациях». А это значит, что такое право не признается за женщинами, выбравшими роды в домашних условиях. МОО «За права семьи» последовательно отстаивает автономию семьи в решениях о своей внутренней жизни, сохранение максимального пространства выбора для семьи. Поэтому позиция нашей организации однозначна – поскольку исследования указывают на то, что домашние роды, если при них оказывается квалифицированная помощь, не более опасны, чем роды в условиях стационара, право семьи сделать выбор в их пользу должно быть признано и закреплено в законе.
Мы надеемся, что родительская общественность и на этом этапе работы над законопроектом будет активно защищать свои права. В ближайшие дни мы опубликуем адреса, на которые наши читатели смогут направить письма законодателям с выражением своей позиции по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
А пока мы публикуем аналитическую записку, подготовленную правовой группой МОО «За права семьи» и посвященную рассмотрению текста законопроекта, внесенного в Государственную Думу. В ближайшие дни аналитическая записка и сопроводительные письма будут направлены в профильные комитеты Государственной Думы, конкретным представителям законодательной власти, а также в общественные организации.