Законопроект о здоровье — наше обращение в Минздравсоцразвития

aist

10 сентября 2010 года Межрегиональная общественная организация «За права семьи» направила в Минздравсоцразвития РФ обращение, призывающее внести изменения в проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и защитить права граждан России и российских семей. Копии обращения направлены в Госдуму РФ и Общественную палату РФ. Копия обращения с сопроводительным письмом направлена также Президенту РФ.

Публикуем текст нашего обрашения

Уважаемые господа!

30 июля 2010 года на сайте Минздравсоцразвития был опубликован для общественного обсуждения проект закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законодательство в сфере здравоохранения особенно важно для общества – оно неизбежно затрагивает жизнь каждого жителя нашей страны и каждой российской семьи. Поэтому недопустимо, чтобы в этой области принимались несовершенные, недоработанные законы, ведущие не к защите прав гражданина и семьи, а к их нарушению.

Анализ предлагаемого законопроекта, проведенный нашей общественной организацией, выявил в нем целый ряд положений, которые, будучи принятыми, могут привести к серьезным и даже трагическим последствиям: нарушению фундаментальных прав жителей России, прежде всего российских детей и семей.

Особый удар принятие этого законопроекта может нанести по малообеспеченным семьям. Не секрет, что в России многие семьи живут за чертой бедности – и получаемая ими социальная поддержка явно недостаточна. Если в предлагаемый законопроект не будут внесены существенные изменения, его принятие может привести к разрушению этих российских семей.

Ситуации, когда, вместо оказания помощи семье, находящейся в тяжелом материальном положении, конкретные недобросовестные сотрудники органов опеки и доверяющие их заключениям суды разрушали ее, отнимая у нее детей по причине бедности семьи, разлучая родных людей, нанося непоправимый ущерб детям, в России уже происходили. Мы очень встревожены, видя, что принятие предлагаемого законопроекта может придать вид законности подобным циничным и противоестественным действиям, нарушающим право на уважение к семейной жизни, провозглашенное 8 статьей Европейской Конвенции о защите прав человека и статьей 38 Конституции Российской Федерации.

Разрушение семей под видом оказания помощи детям – совершенно недопустимо. Бедность семьи, сложная ситуация, в силу которой родители оказываются не в состоянии обеспечить детям достаточное содержание – может быть только причиной для оказания семье адресной социальной и финансовой помощи, а не для того, чтобы усугублять ее трагедию, отнимая детей у родителей. Отнятие детей у родителей под предлогом бедности семьи, насильственное разрушение семьи – бесчеловечное действие, направленное против основ человеческого общества. Мы твердо уверены, что такие действия, если они становятся системой, по праву могут встать в один ряд с преступлениями против человечности. Они, фактически, создают дополнительную дискриминацию и без того страдающих и социально незащищенных людей. Мы убеждены, что наша страна не может и не должна допускать подобную практику, вводить нормы закона, которые могут дать для нее основание.

Между тем, легальное определение здоровья, предлагаемое во 2 статье законопроекта и включающее в себя «полное социальное благополучие» — дает основание рассматривать бедность, иные социальные проблемы семьи как «непосредственную угрозу здоровью» — а значит немедленно отнимать у нее детей на основании 77 статьи действующего Семейного Кодекса РФ. Ст. 50 п. 3 законопроекта предусматривает возможность содержания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в больнице до четырехлетнего возраста – не оговаривая, что это может происходить исключительно с согласия их родителей. В понятие «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» включает и детей из малоимущих семей.

В интересах российских семей мы настаиваем на изменении этих норм законопроекта с тем, чтобы они не могли использоваться как основание для отнятия детей у малоимущих или социально незащищенных родителей.

Помимо этого, предлагаемый законопроект содержит и другие нормы, которые поведут или могут повести к нарушению прав россиян и их семей. Ряд других важных для семьи вопросов не получил должного отражения в законопроекте:

1)  Статья 25 законопроекта возлагает на граждан неоправданно широкий круг обязанностей в сфере охраны здоровья. Мы убеждены, что эти обязанности противоречат другим базовым положениям российского законодательства в этой сфере – принципу добровольного согласия на медицинское вмешательство и праву на отказ от медицинского вмешательства. Кроме того, очевидно, что моральные обязанности (такие, как обязанность заботиться о «своем здоровье и трудовом долголетии») не могут и не должны искусственно превращаться в юридически обязывающие нормы.

2) Мы опасаемся, что после введения нового закона увеличится число обвинений в адрес родителей, пользующихся правом на отказ от медицинского вмешательства в отношении своего ребенка. В некоторых регионах России уже случалось, что родителей, сознательно отказывающихся от отдельных видов медицинского вмешательства в отношении ребенка, представители органов опеки, медицинские чиновники на местах обвиняли в нарушении права ребенка на медицинское обслуживание. При этом надо учитывать, что родители используют предусмотренное законом право на отказ от медицинского вмешательства, действуя в интересах ребенка: ведь медицинское вмешательство нередко связано с риском, сопоставимым с риском при отказе от него. Именно по этой причине законодатель и предусмотрел право взрослого пациента и родителей пациента-ребенка на такой отказ.

Использование законного права не может служить основанием для обвинений. Такие  обвинения очевидно неправомерны и закон должен содержать ясные нормы, гарантирующие невозможность их предъявления. К сожалению, законопроект не содержит таких гарантий. Мы считаем, что это должно быть исправлено. Вместе с тем, информация об отказе любого гражданина от медицинского вмешательства должна быть включена в общее понятие врачебной тайны, наряду с иной информацией, получаемой в ходе его лечения и медицинского обслуживания.

3) Согласно норме действующего закона, родитель или иной член семьи вправе находиться с ребенком, попавшим в больницу, на всем протяжении времени его лечения, независимо от возраста ребенка. Статья 47 нового законопроекта перечеркивает это важное право семьи – по новой норме родитель сможет свободно находиться лишь с больным ребенком, которому еще не исполнилось три года, а после этого – только «по медицинским показаниям».  Мы считаем, что это – серьезное нарушение прав семьи и ребенка.

Ребенок во время болезни всегда нуждается в заботе и поддержке со стороны родных. Нет никаких причин лишать его права на эту поддержку, требовать, чтобы он боролся с болезнью один на один, в окружении чужих людей. Это – беспричинная жестокость в отношении и без того страдающих детей. Более того, именно на родителей закон возлагает обязанность защищать права ребенка, а для этого родители должны иметь право находиться рядом с ним. Отсутствие родителей рядом с детьми в больницах уже приводило к страшным последствиям – в последние годы больные дети не раз подвергались физическому и сексуальному насилию со стороны других пациентов и даже врачей. Этого не произошло бы, будь рядом их родные.

Мы убеждены, что никакие аргументы в пользу ограничения права родителей пребывать рядом с больным ребенком не могут быть более вескими, чем забота о благе и безопасности детей. Поэтому мы настаиваем, чтобы было в полном объеме сохранено право родителей и родных находиться рядом с больными детьми в больницах на протяжении всего времени лечения, причем независимо от возраста ребенка.

4) В статье 49 в отношении новорожденного ребенка использовано оскорбительное наименование «продукт зачатия». Это наименование открыто унижает достоинство личности новорожденного и должно быть заменено уважительным словом «человек». Хотелось бы, чтобы в работе над законопроектом учитывалось, что необходимость «правовой защиты ребенка как до, так и после рождения», провозглашенная в преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка, включает и обязанность уважать его достоинство как человеческого существа, а не просто безликого «продукта зачатия».

5) Статьи 52 и 53 законопроекта содержат формулировки, которые могут пониматься как допускающие насильственную стерилизацию недееспособных совершеннолетних или насильственное прерывание их беременности против их воли на основании решения суда. Мы уверены, что норму закона следует изменить таким образом, чтобы медицинская стерилизация недееспособного лица или прерывание беременности у недееспособной женщины не могли быть принудительными. Даже решение суда не может служить основанием для проведения таких действий против явно выраженной воли самих недееспособных людей. Мы хотели бы напомнить, что по нормам международного права насильственная стерилизация людей, осуществляемая систематически, рассматривается как преступление против человечности. Насильственная стерилизация людей, страдающих психическими болезнями, по решению суда – практика, существовавшая при нацистском режиме Адольфа Гитлера. Хочется надеяться, что в России подобная практика никогда не станет возможной.

6) По нашему мнению, в России сейчас подвергаются несправедливой дискриминации женщины, предпочитающие роды в домашних условиях. Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения указывают: «Каждая женщина может выбрать любой тип обслуживания при родах, который она предпочитает … в клинике или дома». Хотя действующее законодательство не содержит запрета на роды в домашних условиях, женщины, делающие выбор в их пользу, фактически лишены возможности законно получать многие виды необходимой им помощи, поскольку лицензии на родовспоможение на дому не выдаются. Мы уверены, что следует исправить это положение вещей на законодательном уровне.

7) Наконец, в условиях действующего законодательства в области здравоохранения невозможно эффективное осуществление и защита прав ребенка, когда его родитель или законный представитель находится в отъезде (или по иным уважительным причинам не может находиться рядом с ним). Законопроект не исправляет сложившееся в этом отношении положение вещей. Мы считаем необходимым, чтобы эта ситуация была исправлена. Для этого необходимо ввести в законодательство норму, предусматривающую возможность временной передачи прав законного представителя по доверенности. Представитель по доверенности мог бы при необходимости защищать права ребенка от имени его родителей.

Наша общественная организация разработала пакет поправок, которые мы предлагаем внести в проект закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Мы прилагаем их к нашему обращению и надеемся, что они будут внесены в законопроект, а права, на защиту которых они направлены, будут учитываться и не нарушаться в дальнейшей работе над ним. Этого требуют интересы всего российского общества, а прежде всего – российских семей.

Мы надеемся, что затронутым нами проблемам будет уделено самое серьезное внимание, и что оно не ограничится формальным сообщением о том, что наши предложения приняты к рассмотрению.

С уважением,

Председатель МОО «За права семьи» П. А. Парфентьев


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: , , ,