В Общественной Палате обсуждали семейное образование и экстернат

acting

15 апреля 2011 года в Общественной Палате РФ прошел круглый стол на тему «Альтернативные формы общего среднего образования в России: практика, проблемы, пути регулирования». Круглый стол был проведен Комиссией по развитию образования ОП РФ, а качестве его инициаторов и соорганизаторов выступили Центр альтернативного образования и Межрегиональная общественная организация «За права семьи». Эти организации были представлены в работе круглого стола выступлениями своих руководителей – Татьяны Валерьевны Толоконниковой (Центр альтернативного образования) и Павла Александровича Парфентьева (МОО «За права семьи»).

Не секрет, что во время обсуждения проекта нового закона «Об образовании в РФ» уже возникали многочисленные вопросы, касающиеся «альтернативных» форм образования – таких, как семейное образование, которое было вообще не упомянуто в первой версии законопроекта. Сегодня семейное образование вернулось в законопроект, но не все нормы, затрагивающие его, отвечают запросам заинтересованной общественности. Среди существующих альтернативных форм – также экстернат и дистанционное образование (пока не признанное в качестве особой формы получения образования).

Работой круглого стола руководил член Общественной Палаты РФ, член комиссии по доработке законопроекта «Об образовании в РФ», Ефим Лазаревич Рачевский. В работе круглого стола приняли участие эксперты в разных областях альтернативного образования, представители учебных учреждений, использующих их на практике, научной и родительской общественности.

Серьезное внимание было уделено темам, затрагивающим права семьи, таким, как регулирование семейного образования. Постараемся рассказать читателям именно о них, поскольку невозможно кратко изложить в небольшой заметке все прозвучавшие выступления. Тех, кто хочет с ними ознакомиться, отсылаем к видеозаписи круглого стола и тезисам выступлений, опубликованным на сайте проекта семьи Чапковских «Семейное образование».

Директор национального благотворительного фонда содействия реализации социальных программ «Большой Мир» Евгения Геннадьевна Акимова обратила внимание на значимость альтернативных форм образования для детей сирот. Поскольку новый законопроект предусматривает исчезновение экстерната как формы получения образования, делая его лишь формой аттестации, в частности, при семейном образовании – возникает ситуация, когда экстернат может оказаться недоступен детям-сиротам, не устроенным в семьи.

В реплике по поводу сообщения Евгении Геннадьевны Акимовой, председатель МОО «За права семьи» Павел Александрович Парфентьев обратил внимание собравшихся на то, что на практике и приемные семьи сегодня часто имеют проблемы с выбором семейного образования. Существующие в обществе мифы  о том, что дети должны учиться только в школах, увы, не обходят стороной и сотрудников органов опеки и попечительства, контролирующих эти семьи. Между тем, семейное образование очень актуально для них и должно быть свободно доступным.

Директор школы родительского сообщества «Китеж» Максим Владимирович Аникеев рассказал о своем опыте в обучении приемных детей, обратив внимание, что необходимо создать законодательные условия и для такого сочетания форм образования, при котором дети часть времени учатся в семье, а часть времени – в школе. Именно такую форму считают оптимальной приемные семьи в сообществе «Китеж».

Руководитель Центра интенсивных технологий образования (Москва) Галина Алексеевна Мисютина обратила внимание собравшихся на то, что исчезновение экстерната как формы получения образования, может очень серьезно ударить по альтернативному образованию с финансовой стороны, разрушить сложившуюся практику его использования. И это при том, что каждый год в Москве, по оценке Галины Алексеевны, не менее 10-15% выпускников заканчивают школу экстерном, при этом растет и число детей, выбирающих экстернат в младших классах.

Представители других образовательных учреждений – директор и педагоги средней школы № 279 из Санкт-Петербурга (давно использующей в своей практике разные формы образования, включая экстернат и дистанционное обучение) и директор негосударственной школы экстерната «Экспресс» из Санкт-Петербурга Ольга Дмитриевна Владимирская рассказали собравшимся о своей практике.

Очень ценным было выступление президента Тьюторской ассоциации, профессора МПГУ Татьяны Михайловны Ковалевой. Она обратила внимание собравшихся на то, что сегодня в реформе образования «сверху» особенно востребованы те аспекты, которые на практике уже давно реализуются в альтернативном образовании – интегративность знания, развитие компетенций, получение социально успешного опыта в разных областях.

Председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Александрович Парфентьев обобщил проблемы нормативного регулирования семейного образования и экстерната – как уже существующие, так и возникающие в связи с законопроектом «Об образовании в РФ».  Докладчик обратил внимание на то, что с момента передачи регулирования семейного образования в регионы, лишь несколько регионов решили эту задачу. При этом ни одно из существующих региональных и местных положений о семейном образовании не соответствует полностью действующему законодательству. Затронул докладчик и тему финансовой поддержки родителей, выбирающих семейное образование. Рассказав о достижениях и опыте семейного образования в России и за рубежом, Павел Александрович отметил, что зарубежный опыт подсказывает: промежуточные аттестации при семейном образовании должны быть не обязанностью, а правом семьи.  В докладе были рассмотрены и другие актуальные вопросы регулирования семейного образования, важные для российских семей.

Читать тезисы доклада председателя МОО «За права семьи» полностью

Презентация к докладу председателя МОО «За права семьи» (PowerPoint)

В очень интересном выступлении председатель общественной организации «Московский городской родительский комитет»  Руслан Анатольевич Ткаченко обобщил те проблемы, с которыми на практике сталкиваются семьи, выбирающие семейное образование.  Руслан Анатольевич, в частности, поддержал тезис  о том, что промежуточные аттестации детей при семейном образовании должны быть добровольными, а не обязательными.

Читать текст доклада председателя Московского городского родительского комитета полностью

Целый ряд докладчиков обратил внимание на 99 статью нового законопроекта. В представленной на общественное обсуждение в декабре 2010 года версии законопроекта формулировка этой статьи предусматривает, что дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются «в общеобразовательных учреждениях». Эта неудачная формулировка может закрыть доступ для этой категории детей, в частности, к семейному образованию, которое, между тем, для них может быть особенно актуальным. Участники настаивали на необходимости доработать законопроект, прямо предусмотрев возможность семейного образования для таких детей.

Тему семейного образования подытожило краткое, но очень вдохновляющее выступление Игоря Моисеевича Чапковского, одного из «пионеров» и основоположников семейного образования в России.

По итогам прошедшей встречи будут направлены в соответствующие инстанции резолюция и рекомендации круглого стола, проекты которых сейчас дорабатываются участниками и Общественной Палатой РФ. В проект рекомендаций вошли многие важные предложения общественности. Остается надеяться, что при доработке законопроекта «Об образовании в РФ» им будет уделено достойное внимание.

С текстами проектов резолюции и рекомендаций можно ознакомиться здесь.


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: , , ,