Как хорошо знают наши читатели, уже более года идет работа над новым правительственным законопроектом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который призван заменить действующие «Основы законодательства об охране здоровья граждан». Все это время Межрегиональная общественная организация «За права семьи» принимала активное участие в обсуждении законопроекта, привлекая к этой работе своих друзей и единомышленников, широкую общественность.
Этим летом Государственная Дума РФ приняла решение рассмотреть законопроект во время осенней сессии (которая сейчас идет). Летом на сайте Государственной Думы РФ был выложен текст законопроекта, предложенный профильным комитетом ко второму чтению (по ссылке внизу, в разделе «Рассмотрение законопроекта во втором чтении»). 5 сентября Государственная Дума приняла решение о том, что срок принятия поправок к законопроекту продлевается до 19 сентября.
В связи с публикацией новой редакции законопроекта есть, как минимум, одна хорошая новость. Однако сохранились и серьезные проблемы, в решении которой мы просим вашей помощи. Ниже мы подробно рассказываем о текущей ситуации и о том, как вы можете помочь защитить права российских семей в законопроекте.
Хорошая новость
Серьезная работа, которую проводила наша организация, а также наши друзья и единомышленники, о важной проблеме – сужению права родителей находиться со своими больными детьми в больнице – дала свои плоды.
В новую версию законопроекта, наконец, внесены необходимые изменения в части, касающейся этого права. Отметим, что в основу этих изменений легли именно предложения нашей организации, представленные во время общественного обсуждения законопроекта на сайте http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/
Новая версия законопроекта (ст. 51 п. 4) прямо указывает, что один из родителей имеет право бесплатно находиться со своим больным ребенком в стационаре на протяжении всего времени лечения, независимо от возраста ребенка. При этом дополнительные условия – в виде предоставления питания и спального места – бесплатны для родителей детей, которые еще не достигли возраста четырех лет.
В таком виде новая норма уже не сужает существующее в действующем законе право родителей, а, напротив, дает дополнительные гарантии родителям самых маленьких детей. Вместе с тем, наша организация полагает, что дополнительные условия должны предоставляться не только им, но и всем родителям малышей дошкольного возраста (в идеале – всем родителям).
Оставшиеся проблемы
Вместе с тем, есть в законопроекте и серьезные проблемы, часть из которых так и не была исправлена, несмотря на все наши старания, а часть – появилась в законопроекте в ходе его «доработки». Перечислим лишь некоторые из них:
- По-прежнему остается суженным понятие врачебной тайны. В действующем законе к врачебной тайне отнесена вся информация из медицинской документации пациента, в новом законе такой нормы нет. Это необходимо исправить.
- Родители по-прежнему не вправе передать на время своего отсутствия или отъезда свои права в сфере охраны здоровья ребенка по доверенности родственнику или иному лицу. Это создает серьезные практические проблемы для семей.
- Крайне опасной является, на наш взгляд, ст. 20 п. 6 законопроекта, согласно которой при выборе поликлиники пациент (в том числе родитель в отношении детей) автоматически дает согласие на целый список медицинских вмешательств, составленный на министерском уровне. Такое согласие не является ни добровольным, ни информированным. Эта норма, безусловно, серьезно нарушает право граждан принимать решения в отношении здоровья своего и своих детей и противоречит признанным принципам международного права.
- Сохранилась норма о возможности держать в больнице детей в трудной жизненной ситуации до четырехлетнего возраста включительно. Согласие родителей при этом не упоминается, хотя к этой категории относятся не только сироты, но и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из малоимущих семей и т.п. При этом из ответа Информационной службы Министерства на сайте общественного обсуждения законопроекта следует, что эти дети рассматриваются как «находящиеся на пути в детский дом», что недопустимо. Необходимо, чтобы дети, имеющие родителей, могли находиться в больнице только с их согласия.
- Сохраняется дискриминация женщин, выбирающих роды в домашних условиях. Для них, по-прежнему, не предусмотрено право на получение квалифицированной помощи, даже платной. Мы убеждены, что это должно быть исправлено.
- Сохраняется презумпция согласия на изъятие органов у умерших для трансплантации. Фактически, человек может и не знать, что он вправе отказаться, а если и откажется – медицинская организация всегда будет иметь возможность заявить, что была об том «не в курсе». Мы считаем, что необходимо это изменить, допуская изъятие органов у усопшего лишь при условии прямого согласия на это, данного им самим при жизни или его родственниками после смерти. Такая норма действует во многих странах, и она оптимальна.
- Законопроект допускает детскую трансплантологию, которую, на наш взгляд, необходимо полностью запретит, поскольку ее разрешение может повести и, в современных российских условиях, на наш взгляд, неминуемо поведет к страшным злоупотреблениям.
- Сохраняется возможность принудительных абортов и стерилизации в отношении недееспособных граждан. Мы считаем, что такую практику надо запретить или, по крайней мере, предельно ограничить, во избежание любых злоупотреблений.
- Законопроект узаконивает суррогатное материнство, причем не содержит запрета даже коммерческого суррогатного материнства. Мы считаем эту норму антисемейной и противоречащей достоинству женщины. В большинстве развитых зарубежных стран коммерческое суррогатное материнство запрещено, а иногда и преследуется в уголовном порядке. Противоречит семейным ценностям и включение в законопроект широкого «права» на аборт.
- Законопроект, по сравнению с действующим законодательством, не обеспечивает достаточных гарантий бесплатности медицинской помощи и сужает возможности защиты прав пациентов (не предусмотрена административная защита нарушенных прав).
Более подробно о проблемах и недостатках законопроекта можно узнать, прочитав полностью подготовленное нами заключение общественной экспертизы его текста, а также ознакомившись с подготовленными нашей организацией поправками и замечаниями к нему:
Мы просим всех, кого волнует будущее его семьи и детей, будущее всех российских семей, поддержать наши усилия, направленные на защиту прав семьи в проекте нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Что можно сделать:
Пожалуйста, найдите немного времени и выполните следующие шаги, чтобы поддержать нас:
Шаг 1: Направьте письма в поддержку наших предложений в органы власти:
Общественные объединения, поддерживающие нашу позицию, могут направить письма по факсу или обычной почтой (лучше – отправлением первого класса). Контактные данные приведены ниже. Можно воспользоваться предлагаемым образцом или написать свое письмо, упомянув в нем о поддержке предложений МОО «За права семьи».
Скачать образец обращения от общественного объединения
Граждан мы просим направлять обращения обычной почтой (лучше отправлением первого класса) или через электронные приемные органов власти. Необходимые контактные данные приведены ниже. Можно воспользоваться одним из предлагаемых нами образцов или написать свой собственный текст.
Скачать образец обращения от гражданина для отправки по почте
Контактные данные:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ:
Почтовый адрес: 127994, Москва, ГСП-4, Рахмановский пер., д. 3
Электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form (полностью заполняйте все обязательные для заполнения поля!).
Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья:
Почтовый адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Факс: (495) 692-50-16
Электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/ (В поле «Адресовано» обязательно укажите «Комитет по охране здоровья»).
Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей:
Почтовый адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Факс: (495) 692-54-61
Электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/leave/ (В поле «Адресовано» обязательно укажите «Комитет по вопросам семьи, женщин и детей»).
Рекомендуем Вам также направить аналогичные обращения депутатам, отвечающим в Государственной Думе за Ваш регион. Их имена можно найти на главной странице сайта Государственной Думы (слева – «Депутаты ГД» – По субъектам РФ – Из списка).
Шаг 2: Распространите эту информацию
Пожалуйста, как можно более широко распространите эту информацию, ознакомьте с ней своих друзей, знакомых, единомышленников.
С Вашей помощью мы уже смогли добиться внесения некоторых изменений в этот важный законопроект. Пожалуйста, продолжайте действовать! Только вместе мы сможем защитить наши семьи и наших детей.