Мы пишем в Минобрнауки РФ об обновленном «Паспорте здоровья школьника»

acting

Как мы уже писали, несмотря на внесенные в федеральный проект «Паспорта здоровья школьника» изменения — он остается очень несовершенным документом. Введение такого документа в качестве обязательного — стало бы серьезным нарушением норм международного и российского права и прямым вторжением в частную жизнь семьи и ребенка.

В наших материалах уже давали правовые рекомендации родителям в связи с самим «Паспортом здоровья» и его множественными региональными «клонами». Мы надеемся, что родители (да и другие граждане России) продолжат выражать свой протест против этой бессмысленной и нарушающей права семей «паспортизации». Подготовленные нами образцы обращений граждан и адреса, по которым их можно направить, все желающие могут найти здесь.

Свою же позицию по поводу «обновленного» проекта «Паспорта здоровья школьника» мы выразили в обращении, направленном в Минобрнауки РФ и в другие инстанции. Приводим его полный текст:

Министру образования и науки РФ
Фурсенко Андрею Александровичу
Министерство образования и науки  Российской Федерации
125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул., д. 11

КОПИИ:

Уполномоченному по правам человека в РФ
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Комитет по образованию Государственной Думы РФ
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования
125993, г.Москва, ГСП-3,  Миусская пл., д.7, стр.1

Уважаемые господа!

В ноябре 2009 года на сайте Министерства образования и науки РФ был опубликован для общественного обсуждения проект «Паспорта здоровья школьника». Предложенный проект предполагал сбор и включение в «Паспорт здоровья» разнообразных сведений о здоровье школьника, а также о его личной жизни и его семье.

Представители родительской общественности были серьезно озабочены предложенным проектом. В декабре 2009 года Натальей Геда и инициативной группой родителей (более ста участников) в Министерство образования и науки РФ было направлено открытое письмо. В нем, в частности, указывалось, что введение «Паспорта здоровья школьника» в качестве обязательного документа серьезно нарушит права граждан, установленные нормами международного и российского законодательства. К сожалению, инициаторы обращения, вопреки Федеральному Закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не получили ответа из Министерства.

По сообщениям средств массовой информации, Роскомнадзор направил письмо в Министерство образования и науки, обращая внимание на возможные нарушения российского законодательства о персональных данных в связи с введением «Паспорта здоровья школьника».

Свое заключение в связи с проектом «Паспорта здоровья школьника» в январе 2010 г. представила в Министерство Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Ирина Вершинина. В заключении, в частности, указывалось:

«Представляется, что введение паспорта здоровья может привести к нарушению норм российского законодательства и международного права о неприкосновенности частной жизни и тайны персональных данных, о врачебной тайне, а также нормы морально-этических взаимоотношений в семье.

Считаю, что в случае введения паспорта здоровья целесообразно исключить из него сведения, противоречащие правам и интересам детей и их семей, заполнение паспорта здоровья должно быть правом, а не обязанностью детей и их родителей».

В августе 2010 года на сайте газеты «Ведомости» был опубликован обновленный проект «Паспорта здоровья школьника», доработанный в связи с требованиями общественности.

В сентябре 2010 года Уполномоченный по правам человека в РФ, В. Лукин, сделал заявление в связи с проектом «Паспорта здоровья школьника». В нем, в частности, указывалось:

«Так как в ближайшие два года «Паспорт здоровья школьника» планируют завести на каждого российского учащегося, считаю возможным обратить внимание на то, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 8), Конституции Российской Федерации (статьи 23 и 24) и других правовых актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и защищена от внимания и влияния внешнего мира. Соответственно, Паспорт должен быть строго добровольным, т.е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка».

Наша Межрегиональная общественная организация «За права семьи» провела правовую экспертизу обновленного проекта «Паспорта здоровья школьника» образца 2010 года, с целью проверки, допускают ли нормы международного права, Конституция РФ и федеральное законодательство сбор вошедших в него сведений без добровольного согласия граждан, на обязательной основе. Документы, подготовленные по итогам проведенной экспертизы, прилагаются к настоящему обращению.

Все сведения, входящие в проект «Паспорта здоровья школьника» образца 2010 г., были оценены по ряду признаков:

  • относятся ли эти сведения к защищенным законом сведениям о частной жизни граждан;
  • составляют ли эти сведения, согласно закону, врачебную тайну;
  • относятся ли эти сведения, согласно закону, к категории персональных данных;
  • допустим ли сбор этих сведений без добровольного согласия граждан (итоговая, комплексная оценка по каждому виду сведений).

В результате экспертизы мы пришли к следующему выводу:

В проектах «Паспорта здоровья школьника» как 2009, так и 2010 года нет ни одной графы, заполнение которой не подпадало бы под понятие предоставления сведений о частной жизни, сведений, составляющих врачебную тайну, или персональных данных. По действующему законодательству не может требоваться заполнение ни одного из разделов «Паспорта здоровья школьника» без добровольного согласия родителей ребенка. Хотя ряд разделов, особенно откровенно затрагивавших сферу частной жизни людей, был убран из проекта 2010 года, документ в целом остается недопустимым в качестве обязательного.

Вопреки мнению одного из создателей проекта «Паспорта здоровья школьника», замдиректора Московского центра качества образования Валентина Носкина, сведения, которые предполагается вносить в «Паспорт», не могут быть названы «обобщенными» и, согласно российскому законодательству, носят конфиденциальный характер.

Вызывает недоумение и мнение авторов проекта о том, почему именно необходимо ввести «Паспорт здоровья школьника». По словам господина Носкина (в передаче СМИ), «нагрузка на детей вырастет на 30-40%, поэтому «паспорта» нужны для мониторинга — отслеживать перегрузки». Между тем, решение проблемы учебных перегрузок, по мнению нашей организации, состоит вовсе не во введении новых контрольных документов. Вместо этого стоит задаться вопросом: следует ли увеличивать учебные нагрузки (да еще так сильно), если это поведет к возможному ухудшению здоровья школьников? Тем более, что, хотя и учителя, и родители все чаще жалуются на перегруженность школьников, качество образования от этого увеличения учебной нагрузки, как показывает практика, совершенно не улучшается.

В связи с вышеуказанным, наша общественная организация:

1. Заявляет, что «Паспорт здоровья школьника», даже в обновленном варианте проекта 2010 года,  не может быть введен в качестве обязательного к заполнению документа без серьезных нарушений международного права, Конституции РФ и российского федерального законодательства.

2. Полностью присоединяется к мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, согласно которому «паспорт должен быть строго добровольным, т.е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка».

3. Требует, в соответствии с требованиями законодательства, обеспечить право родителей детей отказаться от заполнения «Паспорта здоровья школьника». Это право должно быть сохранено вне зависимости от того, будет ли «Паспорт» существовать в бумажном или электронном виде.  В случае введения «Паспорта здоровья школьника», сопровождающие его нормативные документы должны обеспечить гарантии того, что отказавшиеся от заполнения «Паспорта» дети и семьи не будут подвергаться в связи с этим никакому давлению, принуждению или дискриминации, как в прямой, так и в косвенной форме.

4. Заявляет, что не усматривает никаких веских оснований для введения «Паспорта здоровья школьника». По нашему мнению, этот проект не принесет практической пользы и является бессмысленной тратой денег налогоплательщиков. Подобные траты особенно странно выглядят в условиях финансового кризиса и постоянной нехватки средств на надлежащую поддержку социальной сферы. В связи с этим мы предлагаем полностью отказаться от проекта введения «Паспорта здоровья школьника».

С уважением,

Председатель МОО «За права семьи»
Парфентьев П.А.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1.    Проект «Паспорта здоровья школьника»: аналитический обзор (на 3 л.)

2.    Извлечения из международных и российских нормативных актов, связанных с защитой информации о частной жизни и персональных данных граждан (на 3 л.)

3.    Обзор и оценка сведений, вошедших в проекты «Паспорта здоровья школьника» (на 2 л.)


Вы можете разместить ссылку на нашу публикацию в социальных сетях:

Опубликовать в twitter.com
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Теги: ,