В рамках общественного обсуждения проекта закона «Об образовании» Общественная Палата РФ провела два мероприятия, в которых приняли участие представители Межрегиональной общественной организации «За права семьи». Напомним, что наша организация уже долгое время уделяет пристальное внимание этому законопроекту, стараясь повлиять на законотворцев и законодателей с тем, чтобы лучше защитить права российских семей в сфере образования.
19-го октября 2010 года в рамках семинара Института развития образования «Актуальные исследования и разработки в области образования» прошло обсуждение концепции законопроекта на площадке Высшей Школы Экономики. После докладов, представленных, в частности, В.В. Спасской, начальником отдела образования Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ и И.В. Лобановым, статс-секретарем, заместителем Министра образования и науки РФ, состоялось открытая дискуссия по законопроекту. Многие выступавшие обращали внимание на недопустимость устранения законопроектом возможности получения дошкольного образования в семье.
Хотя авторы законопроекта утверждают, что речь идет не об обязанности родителей дать детям дошкольное образование, а об обязанности государства обеспечить право на его получение всем детям, текст законопроекта указывает, что дать детям дошкольное образование за год до школы – это именно обязанность родителей (ст. 48 п. 1 законопроекта), а не государства.
Во время дискуссии выступила представительница московского отделения МОО «За права семьи», указав на необходимость сохранить в законопроекте семейную форму образования, как дошкольного, так и школьного. Эта форма образования, по мнению МОО «За права семьи» должна быть доступна всем, выбирать ее – право родителей. Было указано и на необходимость защитить другие права семьи в образовательном процессе. Речь, в частности, идет о необходимость прямо оговорить в законопроекте, что религиозное и сексуальное образование и воспитание детей, медицинские мероприятия в школах и детских садах, психологическое консультирование детей, сбор личных данных о детях и их семьях и другие подобные мероприятия могут осуществляться исключительно с предварительного согласия родителей.
Выступление представителя МОО «За права семьи» вызвало значительный интерес у собравшихся представителей общественности. Представителям общественной палаты были переданы предлагаемые организацией поправки и аналитическая записка, кратко излагающее обоснование ряда предлагаемых изменений.
26-го октября, в Общественной палате РФ состоялся круглый стол для представления и обсуждения предложений по тексту проекта федерального закона, «Об образовании в РФ», подготовленных представителями общественных организаций и экспертного сообщества.
Поскольку это уже не первое мероприятие, посвященное данному законопроекту, участникам был представлен проект замечаний и поправок, которые представители Общественной Палаты посчитали существенными. В этом проекте замечаний Общественной Палаты были учтены некоторые вопросы, волнующие МОО «За права семьи»: в том, что касается семейного образования (школьного и дошкольного), исключительных прав родителей в вопросах медицинских обследований, воспитания, религиозного и сексуального образования детей, защиты от вмешательства образовательных учреждений в личные дела семьи.
Ефим Рачевский, ведущий круглого стола, заметил, что в законопроекте имеется в виду не обязанность родителей отдавать дошкольников в образовательные учреждения, а об обязанности государства предоставить им такую возможность, в том числе в виде консультаций специалистов и психологической помощи. Отметим, однако, что сам законопроект говорит именно об обязанности родителей в этой сфере.
В ходе круглого стола выступила председатель Московского отделения МОО «За права семьи» Ольга Кухтенкова. Поблагодарив представителей Общественной Палаты за внимание, уделенное предложениям нашей организации, она еще раз подчеркнула значение затрагиваемых ими вопросов. В выступлении были (очень кратко) представлены статистические данные, позволяющие судить о том, что семейное дошкольное и школьное образование востребованы в России, и что согласно американским исследованиям (поскольку российские в этой сфере не ведутся) семейное образование по качеству оказывается выше того, которое дается в общеобразовательных школах.
Ольга Кухтенкова также отметила, что законопроект, с нашей точки зрения, должен:
- предусматривать семейную форму образования,
- предусматривать возможность экстерната в начальной школе,
- оставлять за родителями право давать своим детям дошкольное образование в семье,
- снизить требования в отношении образовательного ценза лиц, занимающихся образовательной деятельностью (не требовать специальной квалификации, в частности, от родителей, обучающих своих детей),
- защищать право на личную и семейную тайну,
- предусматривать, что любое медицинское вмешательство в отношении детей возможно только с письменного согласия родителей,
- поддерживать институт семьи и родителей, как основных воспитателей – тех, кто определяет методы и формы воспитания ребенка.
С точки зрения нашей организации, доступ к семейному образованию, должен быть открыт всем семьям, вне всякой связи с состоянием здоровья и иными проблемами детей, как это и предусматривает действующий закон. Семейное образование должно восприниматься в нашем обществе, не как удел больных и неполноценных, а как полноценная и здоровая альтернатива школьному образованию. Поэтому мы акцентируем внимание на исследованиях, проводящихся в других странах, и показывающих серьезные успехи детей, обучающихся на дому, и в освоении наук, и в социальных навыках.
Большая часть прозвучавших на круглом столе комментариев касалась уже не дошкольного образования и семьи, а формулировок, объема и «идеологии» законопроекта, проблем профессионального и высшего образования, проблем педагогов, финансового обеспечения. Много говорили о различных формах образования, которые, если не будут учтены в законе, не будут получать развития и финансирования. Часто делались замечания о необходимости как-то решить проблему критериев и подходов к оценке преподавания:
- Законопроект не учитывает положительные моменты действующего закона,
- Вводит термины и понятия, смысл которых не раскрывается,
- Содержит неясные формулировки,
- Не дает ясного описания прав и обязанностей родителей, положения семьи по отношению к образовательному и воспитательному процессу,
- Не упоминает те формы образования, которые не принадлежат «генеральной линии», в том числе и предназначенные для детей с нарушениями здоровья и психики. Не дает возможности школам строить расписание не только по обычной российской схеме,
- Не дает внятных и отвечающих текущей ситуации норм для педагогов и учеников.
- Содержит некоторые неоправданно жесткие формулировки и нормы (обязательное дошкольное образование, запрет переходить на следующую образовательную ступень для тех, кто не прошел аттестацию по предыдущей),
- Не решает проблемы профессионального и высшего образования.
- Не решает экономические проблемы образования и не указывает четко, что адресатами выплат на образования являются граждане, а не образовательные организации.
Господин Рачевский в своем резюме заметил, что прозвучавшие комментарии и поправки потребуют внести изменения в 16 законов РФ. Что ж, тем лучше – значит, законы нашей страны будут иметь больше отношения к реальной российской жизни. Возможность граждан принимать участие в законотворчестве, несомненно, должна повысить уровень правовой сознательности в обществе.
Еще один материал, посвященный круглому столу в Общественной Палате
Поправки, переданные МОО «За права семьи» в Общественную Палату
Сопроводительная аналитическая записка к поправкам МОО «За права семьи»
Теги: законопроект об образовании, Общественная Палата, права семьи, работа, семейное образование