Все наши читатели, конечно, помнят то внимание, которое мы уделили законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан», опубликованному 30 июля 2010 г. для общественного обсуждения на сайте Минздравсоцразвития РФ. Нам известно, что множество граждан поддерживало своими письмами поправки к этому законопроекту, предложенные МОО «За права семьи». Только на портале Демократор граждане собрали более 3300 подписей под одним коллективным обращением в поддержку этих поправок и более 1600 – под вторым. Многие граждане получали от министерства ответы, где обещалось учесть их мнение в ходе общественного обсуждения законопроекта.
Очередной этап работы над законопроектом завершился публикацией 1 декабря 2010 г. на сайте Минздравсоцразвития РФ новой, доработанной версии его текста (для удобства мы будем называть первую версию законопроекта «июльской», а вторую – «декабрьской»).
Прежде, чем мы перейдем к дальнейшему обсуждению, нужно отметить еще одну деталь. Исходная, «июльская» версия законопроекта, на самом деле, исчезла с сайта (сохранившись, разумеется, в наших рабочих материалах). Теперь на странице, заголовок которой указывает, что там опубликована июльская версия, находится совсем другой текст. Судя по названию документа Word с законопроектом, который оттуда скачивается, он в действительности датирован 29 ноября 2010 года, поэтому мы будем называть эту версию «ноябрьской». Это, вероятно, один из тех случаев, о которых еще незабвенный Козьма Прутков писал: «Если на клетке со львом увидишь надпись «буйвол» — не верь глазам своим». С исходным, подлинно «июльским» текстом законопроекта можно ознакомиться по этой ссылке.
Каковы же итоги этого этапа в отношении наиболее важных для российских семей вопросов? К сожалению, они не особо утешительны, хотя результаты наших усилий и нельзя назвать нулевыми. Эксперты МОО «За права семьи» подготовили и направили в Минздравсоцразвития и иные инстанции пакет поправок к обновленной, декабрьской версии законопроекта. Мы просим всех неравнодушных граждан, всех родителей поддержать наши предложения.
Чего удалось достичь?
Устранены две весьма важные проблемы законопроекта.
1. Из текста законопроекта устранено определение здоровья, опасное по своим юридическим последствиям. Напомним, что это определение (находившееся в ст. 2 п. 1 июльской версии) включало в понятие здоровья «полное социальное благополучие» личности. В сочетании со ст. 77 Семейного Кодекса, позволяющей отнимать у родителей детей, если существует непосредственна угроза их здоровью, это определение могло стать основанием для массового изъятия детей у малоимущих и социально неблагополучных семей.
2. Оскорбительное наименование новорожденного «продукт зачатия» (было заменено на более нейтральный термин «плод».
Отметим, что обе проблемы исчезли, «как будто их и не было», поскольку теперь на сайте нет их следа и в документе, находящемся на «июльской» странице. Можно полагать, что эти проблемы были устранены из законопроекта, потому что к ним было привлечено внимание Русской Православной Церкви и Межрелигиозного совета РФ.
Какие проблемы остались?
1. Ситуация с правом родителей на пребывание со своим ребенком в больнице изменилась, но недостаточно. Напомним, что действующее законодательство (ст. 22 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан») дает право родителю или иному члену семьи находиться с больным ребенком в больнице на протяжении всего времени его лечения, независимо от возраста ребенка. Июльская версия законопроекта ограничивала это право, предусматривая его лишь для родителей детей в возрасте до трехлетнего возраста включительно, а после этого – только по медицинским показаниям. С учетом того, что сегодня есть проблемы качества медицинской помощи в больницах, дети в больницах нередко подвергаются физическому и сексуальному насилию со стороны как других детей, так и взрослых – введение этой нормы неминуемо привело бы к массовому нарушению прав детей, находящихся на лечении в больницах. Помимо этого, научные исследования показывают, что дети, насильственно отделенные от семьи при госпитализации, особенно в дошкольном возрасте, получают серьезные психологические травмы, которые сказываются на их развитии и поведении на протяжении всей жизни.
С учетом всего этого, уже долгое время Европейская ассоциация за права детей в больницах предлагает «золотой стандарт» этих прав – «Европейскую хартию прав детей, находящихся в больнице». Хартия требует, чтобы с каждым ребенком, независимо от его возраста мог бесплатно, не теряя в зарплате, находиться один из его родителей.
В «ноябрьской» и «декабрьской» версиях законопроекта эта норма претерпела изменения. Теперь устанавливается, что родитель или иной член семьи имеет право находиться в больнице со своим ребенком независимо от его возраста. Однако только родители детей до трех лет, а старше этого возраста – только по медицинским показаниям, смогут находиться с ними бесплатно. Родители старших детей, в случае отсутствия специальных медицинских показаний для нахождения с ними, смогут находиться с ними только за деньги (ст. 48 ч. 4, ст. 79 ч. 5 декабрьской версии законопроекта).
С нашей точки зрения это изменение недостаточно, и предусмотренное им ограничение прав семьи, по-прежнему, недопустимо! Учитывая стоимость платных больничных услуг, семьи с малым и средним доходом не смогут себе позволить быть со своими детьми. Речь, фактически, идет о дискриминации детей и поражении их в правах по имущественному признаку.
Мы считаем, что это неприемлемо. Сейчас родитель имеет право бесплатно находиться со своим ребенком в больнице. При этом обычно родителям не предоставляется спальных мест, питания – они ночуют, сидя рядом с постелью своих детей. И у нас хотят отобрать даже это, минимальное право. Мы уверены, что это право должно быть сохранено, и общественность должна приложить все усилия к тому, чтобы добиться его сохранения. Совместное пребывание со своим ребенком должно оставаться бесплатным. При этом было бы шагом вперед, если бы родители детей хотя бы до трех лет (а лучше – до семи) получали бесплатное спальное место и питание.
2. Осталась без изменений расплывчатая норма, дающая возможность помещать в больницы «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в возрасте до четырех лет включительно (ст 51 ч. 3). При этом не упоминается о необходимости согласия родителей для принятия такого решения. Напомним, что понятие «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации» определено федеральным законодательством (ст. 1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») очень широко. Сюда относятся, например, дети из малоимущих семей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Мы уверены, что необходимо четко оговорить в законе, что дети, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», но не лишившиеся попечения родителей, могут помещаться в больницы только с согласия родителей. В противном случае, эта статья может дать повод для серьезных злоупотреблений.
3. Сохранены в законопроекте (ст. 25) и неоправданно широкие формулировки обязанностей граждан. Так, например, вписана в законопроект обязанность родителей заботиться о духовном развитии детей (явно не относящаяся к сфере здравоохранения). Самое главное – сохранена абсурдная норма об обязанности граждан, находящихся на лечении «выполнять назначения медицинских работников». Ни для кого не секрет, что вовсе не все медицинские работники – компетентные специалисты. К тому же, в нашем законодательстве есть право пациента не подвергаться медицинским вмешательствам без его добровольного информированного согласия, сохранившееся и в новом законопроекте (ст. 8). Совершенно очевидно, что «обязанность выполнять назначения медицинских работников» на практике вступает в прямое противоречие с этим правом. Даже при нынешнем законе, где такой обязанности нет, врачи нередко игнорируют право пациента на информацию о состоянии здоровья и проводимом лечении, относятся к согласию пациента, как к пустой формальности. Введение предлагаемой обязанности поведет к массовым злоупотреблениям. По нашему мнению, вводить ее нельзя.
4. Сужено в законопроекте, по сравнению с действующим законом, понятие врачебной тайны. По ст. 31 действующих «Основ» к врачебной тайне относится вся информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина. Сюда относится, в частности, информация о добровольных согласиях на лечение, об отказах от медицинского вмешательства. Эта норма не перенесена в законопроект и не учтена в нем. Это приведет к уменьшению круга сведений, правомерно относимых сегодня законом к составляющим врачебную тайну. Мы считаем, что нужно сохранить в этом отношении действующую норму.
5. Исчезло право пациента требовать консилиума (совместного рассмотрения его случая группой специалистов). По действующему закону (ст. 30 п. 4 «Основ») человек может требовать консультации другого специалиста, если не удовлетворен качеством помощи, получаемой от лечащего врача. Более того, он имеет право потребовать консилиума специалистов. Это важный инструмент защиты права пациента на качественную медицинскую помощь, на получение объективного и точного диагноза. В законопроекте (ст. 18 ч. 6 п. 4) оставлено только право на проведение по просьбе пациента консультаций специалистов. Это существенно ограничивает права пациента.
6. Исчезает право жаловаться руководителю медучреждения на нарушения своих прав. Действующий закон (ст. 30 «Основ») прямо указывает – на нарушение своих прав пациент вправе пожаловаться и руководителю медицинского учреждения, и в суд. Первый способ обжалования называется в праве «обжалованием в административном порядке». В законопроекте (ст. 18 ч. 6. п. 9) осталось только указание на возможность обжаловать нарушения своих прав в суд. Между тем, Гражданский Кодекс РФ (ст. 11 ч. 2) допускает обжалование нарушения своих прав в административном порядке исключительно тогда, когда это прямо предусмотрено законом. Иными словами, если законопроект будет принят в нынешнем виде, права жаловаться начальству медицинского учреждения у нас не будет. Только право обратиться в суд, использовать которое среднему гражданину куда сложнее. Мы считаем, что необходимо прямо оговорить возможность использовать обжалование в административном порядке.
7. По-прежнему не предусмотрено право на обеспечение необходимой помощью женщин, выбирающих роды вне медицинских учреждений.
Присутствуют в законопроекте и иные существенные проблемы. Среди них – опасная нечеткость в определении критериев ситуации, когда можно не реанимировать пациента (ст. 62 ч. 7 п. 1); сохранение потенциальной возможности насильственной стерилизации недееспособных граждан и прерывания их беременности (ст. ст. 53, 54); логические циклы в определениях, не позволяющие их нормально использовать в юридической практике; нечеткость определений, затрудняющая реализацию на практике норм законопроекта, касающихся практики народной медицины и т.п.
Подробнее познакомиться с проблемами, которые привлекли наше внимание, можно, прочитав поправки к декабрьской версии законопроекта, направленные нами в Минздравсоцразвития РФ и другие инстанции:
К сожалению, надо отметить, что Минздравсоцразвития уделил недостаточное внимание ранее направленными МОО «За права семьи» для рассмотрения замечаниям и поправкам к законопроекту, получившим широкую поддержку общественности.
В своем письме в Министерство по этому поводу наша организация отмечает:
«Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно указывал на важность широкого общественного обсуждения социально значимых законопроектов. Очевидно, что такое обсуждение не должно превращаться в формальность. Вместо этого, оно должно становиться действенным механизмом диалога власти и гражданского общества. Те государственные служащие, которые оставляют без внимания предложения общественности, отвечая на обращения общественных организаций ни к чему не обязывающими «отписками», подрывают доверие народа к власти, фактически – игнорируют требования и предложения Президента Российской Федерации.
Хотелось бы, чтобы Министерство нашло возможным более внимательно относиться к труду общественных экспертов, направленных на оказание помощи в нелегкой законотворческой работе. Органы исполнительной власти в нашей стране только выиграют, если будут вести подлинный, а не сугубо формальный, диалог с представителями гражданского общества, всерьез и глубоко рассматривая предложения общественности по существу.
В очередной раз проведя значительную работу, наша общественная организация предложила поправки к новому, доработанному тексту законопроекта, опубликованному на сайте Минздравсоцразвития 01.12.2010. Мы надеемся, что на сей раз они не останутся без должного внимания, будут учтены, а в законопроект будут внесены изменения, необходимые для того, чтобы защитить права детей и семей России, улучшить их положение».
Вывод: Хотя некоторые важные изменения и были внесены в законопроект, мнение общественности не было учтено в работе над ним в достаточной степени. Тем не менее, уже внесенные изменения показывают – совместные усилия граждан имеют смысл. Нужно продолжить наши общие усилия для того, чтобы добиться внесения и других необходимых изменений.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ:
Важно, чтобы граждане продолжали доводить до представителей власти свою позицию, добиваясь внесения в законопроект всех необходимых изменений. Мы просим всех неравнодушных людей сделать, по возможности, все перечисленные шаги.
1. Поддержать открытое письмо общественных организаций Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву в защиту российских семей, которое прямо касается и проблем законопроекта о здравоохранении (инструкция, как это сделать).
2. Оставить комментарий на странице законопроекта на сайте Минздравсоцразвития РФ. Обязательно заполняйте все требуемые поля формы, будьте корректны, воздерживайтесь от грубости (грубые комментарии Министерство имеет по закону полное право игнорировать). Можно написать своими словами, что вы требуете вернуть право родителей бесплатно находиться со своими детьми в больнице, независимо от возраста детей, и поддерживаете другие поправки, предложенные МОО «За права семьи». Можно воспользоваться образцом комментария, изменив и отредактировав его по своему вкусу (текст образца).
3. Направить лично письма почтой или через электронные приемные во все перечисленные ниже инстанции (обязательно указывайте полностью свои фамилию, имя, отчество, полный почтовый адрес и другие требуемые данные, иначе ваше обращение не будет учтено):
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
Электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form
Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Адрес: 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
Электронная приемная: letters.kremlin.ru
В центральную общественную приемную Председателя Партии «Единая Россия» В. В. Путина
Адрес: 129110 г. Москва, Переяславский пер, д.4
Е-Mail (обязательно указывайте ФИО, почтовый адрес, а лучше – пошлите письмо по почте): priem.pp@edinros.ru
Факс: (495) 788-44-79
Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья
Адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Электронная приемная: www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «Комитет по охране здоровья»
Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей
Адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Электронная приемная: www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «Комитет по вопросам семьи, женщин и детей»
Комиссия по охране здоровья и экологии Общественной палаты РФ
Адрес: 125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
Электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send (обязательно выберите адресата — «комиссия» , в открывшемся списке – «по охране здоровья и экологии»)
Комиссия по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ
Адрес: 125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
Электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send (обязательно выберите адресата — «комиссия» , в открывшемся списке – «по социальным вопросам и демографической политике»)
Образец письма для отправки по почте
Образец письма для отправки через электронную приемную (с учетом лимита в 2000 знаков)
4. Как можно шире распространите эту информацию – в интернете, среди друзей, знакомых, других родителей.
Объединенные усилия общественности не бесполезны. Даже из уже внесенных в законопроект изменений видно, что они оказывают влияние на ситуацию. Сделайте свой вклад в защиту прав каждой российской семьи.